МААМ-картинки

НОД «Пересказ башкирской народной сказки «Кураист»

Наталья Аминова
НОД «Пересказ башкирской народной сказки «Кураист»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Пересказ башкирской народной сказки «Кураист».

Аминова Н. В. -учитель-логопед

Программное содержание:

1. Обучающие задачи: учить составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение. Показать образность фольклора, уметь определять эмоциональное состояние героев, соотносить их с музыкой.

Публикация «НОД „Пересказ башкирской народной сказки „Кураист“» размещена в разделах

2. Развивающие задачи: развивать образную память, речь.

3. Воспитывающие задачи: воспитывать умение сопереживать героям сказки, наслаждаться музыкой курая.

Оборудование: музыкальный инструмент-курай, запись звучания курая, текст башкирской народной сказки «Кураист».

Ход занятия:

Л: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами познакомимся с одним из чудес нашей родины Башкортостан. А что это за чудо вы мне сами скажете, отгадав загадку:

Голос птиц, мелодию рассвета,

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка.

Д: Курай.

Л: Да, ребята, это башкирский национальный музыкальный инструмент – курай. Он является самым древним музыкальным инструментом башкирского народа. Его изготовляли сами исполнители из стебля растения, которое называется реброплодник уральский, а в простонародье просто - курай. Он в большом количестве растет в Башкортостане.

Л: Посмотрите, на какой музыкальный инструмент похож курай?

Д: Дудочка, флейта.

Л: Ребята, давайте ещё раз послушаем, как звучит курай.

Прослушивание мелодии курая.

Л: Как называют человека, который играет на курае?

Д: Кураист.

Л: Сегодня мы познакомимся с башкирской народной сказкой, которая так и называется «Кураист».

Чтение башкирской народной сказки «Кураист».

Давным-давно жил, говорят, один бай. У него был сын по имени Гарей.

С малых лет пристрастился Гарей ходить с отцовскими слугами на охоту.

В те времена в лесах водилось очень много зверей.

Однажды Гарей сказал отцу :

-Атай, сегодня я пойду на охоту один.

Отец не разрешил идти на охоту одному, но сын ослушался.

Решил показать себя удальцом и, никому не сказав, ушел один.

Ушел и не вернулся. День прошел, другой прошел –нет Гарея.

Бай осерчал на слуг –вы, мол, в этом виноваты. Неделя прошла –Гарея все нет. Собрал бай слуг и говорит:

-Найдите Гарея, где хотите! Кто принесет мне худую весть, пускай пеняет на себя: кину на растерзание волкам.

И послал слуг искать пропавшего сына.

И вот ходят те по лесам, ходят по горам. Ходили, ходили и

нашли окровавленные клочья Гареевой одежды. Растерялись слуги: как теперь об этом баю сказать? Тут встретился им прохожий старик. Рассказали ему все, как есть, попросили дать совет. Выслушал их старик и говорит:

-Ложитесь-ка, сынки, спать. Утром пойдете к баю, и я с вами.

Слуги, успокоившись, легли спать. Утром пошли все вместе к баю, а бай уже у ворот стоит, ждет.

-Ну, –спрашивает, –какую мне весть принесли? Слуги –ни слова в ответ. А тот старик вытянул из сумы курай и заиграл на нем. Так искусно заиграл, и столько печали было в голосе курая, что даже соловьи в саду умолкли и заслушались. Постоял бай, постоял, глядя то на кураиста, то на курай, и заплакал. И на глазах слуг слезы выступили. Хоть никто ни слова не вымолвил, понял бай по напеву курая, что сын его погиб. Но тот же напев,

зачаровав его, облегчил горе.

Никому из слуг не пришлось сообщать худую весть.

Так кураист искусной игрой отвел от слуг лютую смерть, а горюющего утешил.

Работа над смысловой стороной слова: «ослушался» (не подчинился чьему-нибудь приказу, распоряжению, проявил непослушание, «удалец» (храбрец, храбрый, удалой, отчаянный, смельчак, «пускай пеняет на себя» (пускай жалуется на себя).

Л: Кто такой Атай в сказке?

Д: На башкирском языке ата –означает отец, папа.

Л: Какое настроение вызывает эта сказка?

Д: Грустное, печальное, хмурое.

Л: Что можно сказать игрой на курае?

Д: Облегчить горе, поднять настроение человека, успокоить сердце…

Физминутка «Курай»

Колосись ты мой курай! (плавно качаем руками вправо и влево)

И под солнцем созревай.

До небес расти, тянись. (вытягивают руки вверх и качают вправо и влево)

И цветок свой раскрывай. (раскрыли руки над головой)

А потом играй, играй, (имитируют игру на курае)

Точно птица распевай.

В целом мире нету краше, (Изображают планету-Земля)

Звука твоего курай!

Повторное чтение сказки с установкой на запоминание и пересказ.

Пересказ сказки детьми.

Л: Послушайте стихотворение Абдулхака Игебаева «Курай».

Чтение стихотворения А. Игебаева «Курай».

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу

И только дуну в свежий срез-

Как зашумит уральский лес,

И зажурчит, наверняка,

В ней мелодичная река.

Держу курай… В родном краю

Я песню звонкие пою.

Л: А какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Д: Веселое, радостное.

Л: Давайте вспомним пословицы башкирского народа о дружбе :

- Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.

-Беда быстрее счастья ходит.

- Друг поддерживает дух.

Рефлексия: «Цветы и бабочки».

Л: Ребята, сейчас вы все превратитесь в бабочек. Посмотрите, на поляне (на полу) растет 3 цветка: красная роза, голубой василек и ромашка.

Если на занятии вы узнали много нового, то вы полетите на красную розу, если вам было интересно, но кое-что не понятно- на голубой василек, ну, а если было не интересно и многое осталось не понятным- на ромашку.

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.

Публикации по теме:

Сценарий сказки на новый лад «Вот у нас какая репка выросла большая» по мотивам русской народной сказки «Репка»Сценарий сказки на новый лад «Вот у нас какая репка выросла большая» по мотивам русской народной сказки «Репка» Поют дети (хор): - Во деревне, во большой, где живёт народ честной, Посадил репку дед, что бы выросла в обед! Репка что-то не росла, очень.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы»Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы» Задачи: учить детей рассказывать сказку без наводящих вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Учить в процессе.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Пересказ сказки «Репка» Пересказ сказки «Репка» Задачи: — связная речь: учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; — словарь и грамматика:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы. Пересказ сказки «Три желудя» Цель: обучать детей пересказывать короткий текст. Задачи: приучать детей слушать художественное произведение, анализировать, осмысливать.

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Задачи:.

НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования»НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядной модели. 2. Углублять восприятие сказки за счёт выявления.

План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1)«Речевое.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Колосок» Цель:развитие связной речи через речевые игры, по украинской народной сказке «Колосок». Задачи: Образовательные: - Формировать умение составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Пересказ башкирской народной сказки «Кураист»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 18:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Пересказ башкирской народной сказки «Кураист»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Аминова (УИ 377158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД