Лариса Крюкова
Конспект НОД для детей подготовительной группы «От зернышка до булочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба, данным процессом в современных условиях. (Познание)
- Дать первичные представления о профессии пекаря. Воспитывать уважение к представителям данной профессии. (Познание, социализация)
- Дать представление о пользе хлеба для здоровья человека. (Познание, здоровье)
- Закрепить знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России. (Познание, социализация)
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „От зернышка до булочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми. (Социализация)
- Отметить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную (Безопасность)
- Формировать умение работать с тестом (Художественное творчество)
- Развивать воображение, фантазию, умение составлять технологическую карту процесса работы.
- Развивать такие социально – психологические черты как терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой. (Социализация, коммуникация)
-Формировать умение работать сообща.
-Воспитывать любовь к родному краю.
Возрастная группа
: подготовительная.
Материал и оборудование:
атрибуты:
мольберт, экран с проектором; иллюстрации - слайды или мнемотаблицы с последовательностью выпекания хлеба на пекарне;
ингредиенты для замеса теста.
Предварительная работа.
Просмотр фильма. «Путешествие на хлебозавод».
Ход
Дети играют. Неожиданно появляется сказочный персонаж – Домовенок Кузя.
- Ой, беда, беда, огорчение! Ой – ой – ой.
Восп. – Что случилось? Ребята, смотрите, кто это? (ответы детей) Что с тобой случилось, Кузя?
- Ой, беда, беда! Я сегодня в гости Нафаню пригласил, стол накрыл, спохватился а хлеба то нету! Ой, беда, беда.
- Кузенька, а без хлеба нельзя обойтись?
- Да вы что? Да кто ж без хлеба за стол садится? Это где ж видано, чтобы русские люди без хлеба трапезничали!
- Дети что же нам делать, как помочь Кузе? (сходить в магазин)
- Да ходил я. Нету там хлебушка. Что же делать? Нафаня мне этого не простит!
- Ну как же нам поступить, чтобы помочь Кузе? (Испечь самим).
- Правильно. А как пекут хлеб, кто этим занимается? Вот сколько вопросов накопилось у нас. Хотите получить на них ответы?
- Устраивайтесь на стульях, а я вам расскажу и покажу как раньше пекли хлеб, как это делают сейчас и ещё много интересного.
(Презентация)
У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова!»
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе!
Трудно и просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков, тортов, сушек и сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, т. к. богат всевозможными витаминами.
Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу – Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке ставили на лавку под образами. Гостя всегда встречали хлебом и солью.
Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, чёрный хлеб. Он был значительно дешевле и сытнее пшеничного, белого хлеба.
С древних времён выпечка хлеба на Руси считалось делом ответственным и почётным, а пекари - булочники пользовались почётом и уважением.
Сельские жители пекли хлеб сами в русских печках. К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печки старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста, жаркой, но не жадной на дрова. И называли её ласково «матушка», «кормилица».
На деревянную лопатку помещали капустный лист, затем заворачивали в него каравай и резким движением руки кидали в печь. Через несколько минут
каравай готов. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – тёплый золотистый,
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях – в духовке, а на смену русской печи пришли электрические хлебопечки.
Давайте мы с вами вспомним, как хлеб выпекается на хлебозаводе.
Графически выстроим процесс выпечки хлеба, чтобы вы ничего не забыли и удачно справились с поставленной задачей.
- Итак, какую же операцию необходимо выполнить сначала? Правильно, сделать опару. (Воспитатель выставляет карточку на доске, а дети у себя на листочках изображают). Затем? (добавить в опару муку и соль и замесить тесто); дальше – отправить тесто в специальный буфер, оно там поднимается. А затем отправит тесто в распределительную головку, где формируются хлебобулочные изделия и отправить в печь. Вот хлебушек и готов.
- Ну что ж мы с вами узнали о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире, узнали, что хлеб – главный продукт на столе русских людей, узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд. А вы хотите побывать в роли пекаря? Это возможно, но прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём, наберёмся сил, ведь выпечка хлеба – это процесс сложный и трудоёмкий.
Физкультминутка:
Подрастает зёрнышко – потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет, ветерок его качает, к земле низко прижимает – вот как весело играет!
- Ну вот мы с вами готовы приступить к работе.
Вы ведь помогаете мамам и бабушкам?
Дети подходят к столу, где находится всё необходимое ещё и лишнее для работы с тестом.
Кузя: ой, как же тут разобраться, что надо и что нет!
- итак, приносим мне только то, что нужно для замешивания теста. Будьте, пожалуйста, внимательны.
Игра: «Принеси только то, что нужно для замешивания теста». (На столе стоит и лежит множество разных продуктов. Дети по одному несут нужные продукты и воспитатель сразу кладёт в кастрюлю)
(соль, вода, дрожжи, мука).
- Ну вот теперь можно замешивать тесто. (Моем руки). Все надевают фартуки и колпаки, встают за столы, на которых лежат разделочные доски, мука, начинка для пирогов, ложки и пр.
Кузя: Бриллиантовые мои, я вам немного помог и тесто уже замесил. Вам остаётся только сформировать различные хлебобулочные изделия и испечь. Но мы с Нафаней очень любим пирожки.
Воспитатель: вот и давайте испечём пирожки, приступайте.
Затопила жарко печку,
Засветила ярко свечку,
А чуть зорька на порог –
Замесила тесто.
Поднялось на дрожжах – не удержишь на вожжах!
Воспитатель показывает, как лепить пироги, класть в них начинку, делать шов. Все вместе делают, затем выкладывают их на противни, смазывают сверху желтком, чтобы были красивыми. Звучат русские народные мелодии.
Когда дети заканчивают работу, воспитатель хвалит их. Кузя относит противни на кухню.
-А знаете, ребята, на Руси повелось так, что после уборки урожая и тяжёлой работа все отдыхали, праздновали и гуляли. Вот и мы с вами, пока пироги пекутся, заведём весёлый хоровод.
Хоровод «Яровая солома».
Возвращается Кузя с готовыми пирогами. Угощает детей. Занятие заканчивается.