Светлана Кульбацкая
Экскурсия в мини-музей «От зернышка до хлебушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
Формировать у дошкольников представления о музее.
Закреплять знания правил поведения в музее.
Обобщать и систематизировать представления о процессе изготовления хлеба.
Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы товарищей.
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, к труду людей его
выращивающих.
Публикация «Экскурсия в мини-музей „От зернышка до хлебушка“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Предварительная работа: Просмотр презентации на тему: «Откуда хлеб пришел?». Чтение стихов, пословиц, рассказов, отгадывание загадок о хлебе, оформление мини – музея “ От зернышка до хлебушка ”.
Материал: Экспонаты музея - колоски, зерна пшеницы, ржи, овса, мука, комбайн, машина, трактор, мельзавод, элеватор, мельница, печь, пекарь, хлебобулочные изделия из соленого теста, картинки, шапочки – маски.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое музей?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они долго – долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. Чтобы иметь возможность показать эту красоту многим людям.
Воспитатель: Скажите, а кто работает в музее?
Дети: Кассир.
Воспитатель: Что делает кассир?
Воспитатель: Кто еще работает в музее?
Дети: Контролер.
Воспитатель: Что делает контролер?
Кто еще работает в музее?
Воспитатель: Дети: Экскурсовод.
Воспитатель: Что делает экскурсовод?
Ход экскурсии:
Воспитатель: В нашей группе открылся мини – музей «От зернышка до хлебушка». И мы рады Вас с ним познакомить.
Катя встречает посетителей музея
- Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Воспитатель: Давайте посмотрим по порядку, что находится здесь на полочках. Напомню лишь правила, которые нужно обязательно соблюдать во время экскурсии:
1. Не шуметь.
2. Внимательно слушать, не перебивать.
3. Вопросы задавать после рассказа экскурсовода.
Предоставляется слово 1-му экскурсоводу:
- Меня зовут Катя. О правилах нашего мини-музея расскажу Вам я. В нашем мини-музее можно:
1). Попросить взрослого прочитать текст или объяснить;
2). Экспонаты можно рассматривать;
3). Экспонаты можно нюхать;
4). Экспонаты можно трогать;
5). Играть с экспонатами.
2-йкскурсовод:
-Меня зовут Егор. Я Вас познакомлю с нашими экспонатами музея.
Отправимся в путешествие на поле.
В нашем музее есть специальная техника: трактор, комбайн, машина, для работы в поле. Мы посадили в землю зерна овса и пшеницы. Поставили на окно, чтобы солнышко на них светило, поливали водой. Через неделю появились дружные всходы. Так у нас появилось ржаное и пшеничное поле.
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.
Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях, появляются зеленые ростки - всходы. Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен.
Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами - комбайнами. Дальше урожай увозят на машинах на элеватор.
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Сеют в поле зёрна раннею весной,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру весёлом зашумят колосья.
Будет урожайной золотая осень.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
3-й экскурсовод:
- Меня зовут Никита. Я Вас познакомлю с нашими экспонатами и работой на элеваторе и мельзаводе.
В нашем музее есть элеватор, мельница и мельзавод, а еще в баночках у нас есть рожь, пшеница, овес, мука.
С поля зерно везут на элеватор. Элеватор – это такое место, где хранят и сушат зерно. Если зерно не просушить, в нем могут завестись жучки или оно отсыреет и испортиться.
Просушили зерно и затем его отправляют на мельницу, а часть зерна хранят для следующего посева. На мельзаводе при помощи специальных машин зерно перемалывают в муку. Дальше муку на машинах муковозах везут в пекарню.
Везут зерно на элеватор.
А там, трудяга - экскаватор…
Перемешает он зерно,
Чтобы проветрилось оно,
Чтобы под солнцем просушилось,
И лучше в зиму сохранилось.
Лишь зерно проветрится,
Его везут на мельницу.
Ветер жернова вращает,
В муку зерна превращает.
4-й экскурсовод:
- Меня зовут София. Я Вас познакомлю с экспонатами нашей пекарни и работой на хлебозаводе.
В нашем музее есть русская печь, пекарь и различная выпечка из ржаной и пшеничной муки.
Хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же дома в духовке. На хлебозаводе хлеб вымешивают с помощью машин, другие машины - автоматы делят тесто на порции, из которых выпекают хлеб, булки, батоны. Затем отправляют хлеб в магазины. Хлеб бывает разный: черный и белый, сладкий и обычный? Потому что пекут хлеб из разной муки. Черный хлеб пекут из ржаной муки, ржаная мука получается из ржи. А белый хлеб пекут из пшеничной муки, поэтому и хлеб называется пшеничным.
Сладкие булочки тоже пекут из пшеничной муки, только в тесто добавляют побольше сахара.
Мы хлеб печем в печи горячей.
И в гости приглашаем вас:
Вкус ощутите настоящий -
Нет лучше хлеба, чем у нас!
Вот он в накрахмаленном халате,
Вставший очень рано, как всегда:
Только в белоснежнейшем наряде
Можно печь волшебные хлеба!
Физминутка ” Колоски”
Сейчас мы с вами превратимся в колоски. Дети надевают шапочки - маски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот, сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим,
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зёрнышко,
Посажу-ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).
Воспитатель: Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Без хлеба – нет обеда.
Много света – много хлеба.
Хлеб всегда надо доедать.
Будет хлеб – будет и песня.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
Хлеб – хозяин дома. Всему он голова!
Д/и «Разложи картинки» - Посмотрите, ребята, на картинки и вспомните, какой длинный и трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом. Вам их надо разложить в правильной последовательности. Что было сначала, а что потом.
Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите! Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печей стояли,
Чтоб для нас испечь полезный,
Хлеб душистый и чудесный!