Светлана Малахова
Итоговое занятие «От колоска до булочки» (проект «Хлеб»)
Задачи: уточнить представление детей о главных злаковых культурах (рожь и пшеница, из которых выпекают хлеб; сформировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; ознакомить с профессиями людей, которые помогают попасть хлебу на стол; ознакомить с процессом выпечки хлеба; развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы) : сравнение, анализ, умозаключение; учить работать с источниками информации; воспитывать бережливое отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба; воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.
Публикация «Итоговое занятие „От колоска до булочки“ (проект „Хлеб“)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Материал: колоски пшеницы, овса; зёрна пшеницы, овса, ржи; камни для перетирания зёрен; кофемолка ручная и кофемолка электрическая; соль, вода, мука; схемы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем
"Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Раздается стук в дверь, появляется почтальон Печкин, в руках у него посылка.
Печкин: Здравствуйте, ребята! Это детский сад №19, подготовительная группа№1? Я почтальон Печкин, принёс вам посылку. Вот, получите и распишитесь.
Воспитатель: Ребята, смотрите посылка из сказочной страны! Кто бы мог её прислать, как вы думаете? Что же может быть в этой посылке? Как можно определить?
Ответы детей (посмотреть, потрясти, понюхать).
Воспитатель: Для того чтобы узнать, что находится в посылке, нужно отгадать загадку:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Он с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека… (хлеб).
Воспитатель: Посмотрите, какой каравай - ароматный, румяный, так и просится в рот. А прислала посылку Марья – искусница, спасибо ей. Ребята, давайте попробуем каравай! (Каравай делиться между детьми и Печкиным). Печкин не доедает кусок, корку оставляет.
Воспитатель обращает на это внимание: Печкин, а почему ты не стал, есть корку?
Печкин: Я уже наелся и спешу в сказочную страну, где есть чудо – дерево, на нем много таких караваев, булок, кренделей растет.
Воспитатель: Печкин, что же это за дерево такое, на котором хлеб растет? Ребята, а вы о таком дереве слышали?
Печкин: Как вы не знаете? А мне Шарик рассказывал, что весь хлеб на деревьях растет : есть пирожковые деревья, есть булочные, а есть плюшечные. Сначала булки и плюшки маленькие бывают, потом растут, растут и когда совсем поспевают, то их с дерева снимают и по хлебным магазинам развозят.
Воспитатель: Печкин, ты сам видел такие деревья? Ребята, а как вы думаете, как хлеб к нам на стол попал? Может, он на дереве вырос? Может на грядке?
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Печкину, как хлеб на стол попадает. Уважаемый, Печкин, оставайся с нами, присаживайся и послушай, что мы знаем о хлебе. Я предлагаю вам составить схему появления на нашем столе вкусной ароматной булочки от маленького зёрнышка. На столе лежат карточки, кото-рые подскажут вам этот путь.
Дети самостоятельно составляют логическую цепочку: зерно — посев — уборка урожая — элеватор — мельница — пекарня — магазин.
Воспитатель. Чтобы испечь хлеб нужна. (мука) .
- А из чего её получают? (Из зёрен)
- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат на подносах. Рассмотрите их внимательно, потрогайте.
На столе расположены подносы с зерном, лупы. Дети рассматривают зёрна через лупы.
Воспитатель: Все ли зёрна одинаковые? (На одном подносе зёрна круглые, на другом — длинные.)
- Вы правильно заметили, они разные. Круглые — это зерна пшеницы, длинные — ржи. Рожь и пшеница — хлебные растения.
- Что нужно, чтобы эти растения выросли? (Нужно зёрна посадить в землю.)
- А что необходимо для роста и развития растения? (Уход за растением, разрыхление земли, полив) .
- Чтобы получить из зерна муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Мы с вами уже были хлеборобами, когда высевали зёрна в чернозём, песок, опилки.
- Вот зёрна созрели и что с ними делают? (Убирают урожай комбайнами и везут на элеватор, на мельницу.)
А сейчас я хочу предложить вам стать мельниками. Посмотрите, у вас на столах есть камни, кофемолки.
- Как вы думаете, ребята, зачем камни на столах?
- Да, камни — это первая мельница, которую придумали наши предки. А какие ещё мельницы вы знаете? (Ветряная, водяная)
- Давайте сейчас попробуем зёрна превратить в муку.
Дети растирают зёрна камнями, перемалывают на ручных кофемолках. Вместе с воспитателем заправляют электрическую кофемолку и перемалывают зерно.
Воспитатель: Работа наша закончилась. Печкин, дети, скажите, легко ли было молоть муку?
- Сейчас муку делают на больших мельницах — мукомольных заводах при помощи электричества.
- Ну вот, ребята, мы получили с вами муку. Куда теперь её нужно доставить? (На пекарню.)
- А в пекарне из муки что делают? (Тесто.)
- Я приглашаю вас в нашу пекарню. Наденьте фартуки и давайте посмотрим, что здесь имеется. (Мука, вода, соль, мерные стаканы, миски.)
Воспитатель. Сейчас мы с вами сделаем тесто.
Но с начало разомнем наши пальчики.
«Перчатка и мышка»
Шустрая мышка перчатку нашла
Гнездо в ней устроив, мышат позвала,
Им корочку хлеба дала покусать,
Погладила всех и отправила спать
Дети под наблюдением воспитателя делают солёное тесто.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Весь ли путь прошло наше тесто? (Нет, ещё остался магазин.)
- Правильно. Мы сейчас из полученного теста приготовим хлебобулочные изделия и отправим их в наш игрушечный магазин.
Дети под руководством воспитателя делают из солё ного теста различные изделия: булки, батоны, буханки, кексы.
- Славный товар мы изготовили для магазина. А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе, которые вы знаете.
• Хлеб — всему голова.
• Без хлеба нет обеда.
• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
• Хлеб – батюшка, земля – матушка
Воспитатель: Сегодня мы вспомнили, что у хлеба не лёгкая дорога к нашему столу. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку хлеба. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться с уважением. Его нужно обязательно доедать. Старые люди говорят: «Оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье, силу».
- Хлеб нельзя бросать на пол, на землю. Раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Воспитатель: Ну, что Печкин, теперь ты понял, откуда берется хлеб, что на деревьях он не растет.
Печкин: Да, теперь я понял, как хлеб на стол приходит. Я обязательно буду съедать весь хлеб до крошечки. Ребята, мне уже пора возвращаться в Простоквашино. Я расскажу Шарику, откуда к нам приходит хлеб на стол. До свидания.
Воспитатель: Ребята, а наше занятие я хочу закончить стихотворением.
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь - зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
По совести достанется кусок. Я. Аким.