Наталья Сутесова
Проект «От зернышка к хлебу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «От зернышка к муке, от муки к хлебу»
Проект «От зернышка к муке, от муки к хлебу»
Длительность: долгосрочный проект 1 месяц
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Участники проекта : Дети подготовительных групп и классов предшкольной подготовки.
Основополагающий: Почему человек может обойтись без многого, а
без хлеба нет?
Публикация «Проект „От зернышка к хлебу“» размещена в разделах
- Проекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Вопросы учебной темы (проблемные) : Как люди выращивают хлеб? Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Цели проекта : формировать реалистические представления о природе; совершенствовать систему обследовательских действий; развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление.
Задачи проекта :
- закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку
- систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома, последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба.
- показать значимость сельскохозяйственной техники
- воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социум», «Творчество», подобласти: развитие речи, ИЗО, наблюдение, театрализованные занятия, лепка, ознакомление с окружающим миром, экология.
1 неделя
1. Беседа о хлебе
2. Чтение стихов, пословиц, поговорок
3. Рассматривание иллюстраций в книгах
4. Прослушивание аудиозаписи украинской народной сказки «Колосок»
5. Путешествие на поле (по иллюстрациям)
6. Лепка из теста «Хлебобулочные изделия»
8. Проведение конкурса среди мам и бабушек на семейном вечере «Самая вкусная сдобная выпечка»
2 неделя
1. Чтение и разучивание инсценировки по сказке «Колосок»
2. Игра «Узнай на вкус»
3. Рисование «Поле в разное время года»
4. Работа с родителями. Создание игры «Сельскохозяйственная техника» (пазлы)
5. Эксперименты с землей
3 неделя
1. Составление таблицы – схемы с изображением последовательности выращивания хлебных злаков
2. Экология «Благоприятные условия для выращивания хорошего урожая»
3. Музыкально – театральная постановка сказки «Колосок» (на новый лад)
4. Опытническая деятельность «Проращивание пшеничных зерен»
5. Рассматривание репродукций картин Т. Яблонская «Хлеб», «Лен»; С. Виноградов «На пашне»; С. Щедровская «Обед в поле»
6. Экскурсия на хлебозавод.
4 неделя
1. Рассматривание репродукций картин: А. Венецианова «На пашне», «Весна»; А. Платонов «Сенокос», «Жатва»
2. Занятие на тему: «Ржаной и пшеничный хлеб»
3. Работа с родителями: составление кроссворда в картинках по теме проекта
4. Опыты по выращиванию семян (ржи, пшеницы)
5. Конкурс рисунков «Хлеб - всему голова»
6. Презентация проекта «От зернышка к муке, от муки к хлебу»
Защита проекта с детьми подготовительной группы
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социум», «Творчество»
Тема: «От зёрнышка к хлебу»
Цель проекта : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
Задачи проекта : уточнить представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола, закрепить знания детей, о хлебе, как ценнейшем продукте питания, рассмотреть способы приготовления теста; познакомить с разными свойствами муки и хлеба (цвет, запах, фактура, форма); воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу, развивать навыки проведения лабораторных опытов; формировать умение работать сообща; вызывать интерес к коллективному труду; воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу; развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности; активизировать речь детей, обогащать словарь. Сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Ход занятия
Сегодня ребята мы с вами находимся в настоящей лаборатории, посмотрите у нас с вами кресла настоящих научных сотрудников, у нас с вами очень увлекательное занятие, Вера приготовила для нас презентацию. А что, такое презентация? (Презентации - это способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, а теперь слово предоставляем участнику проекта.
- Участник проекта : Дорогие ребята я всегда хотела узнать, как хлеб попадает к нам на стол. Вместе с родителями я читала энциклопедии, смотрела познавательные передачи. И теперь хочу вам рассказать об удивительном путешествии от зернышка до муки и от муки до хлеба.
- Участник проекта : Мне было интересно, почему мы не можем обойтись без хлеба? Мы его едим и на завтрак, и на обед, и на ужин. Почему он
нам не приедается? Оказывается хлеб, богат витаминами, которые необходимы для роста и развития человека. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны.
- Участник проекта : Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
- Участник проекта : С чего же все начинается? Оказывается, весной, как только с полей сходит снег их пашут и бросают в землю маленькие зерна – сеют хлеб. Еще древние люди заметили, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен.
Лежит зернышко в земле - темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло и показался первый росток.
- Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим, какое бывает зерно. Перед каждым из вас, на столе, лежат коробочки с пшеничными зернышками. Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите их хорошенько. Какие они? Одинаковые они, или нет? (Ответы детей). Правильно, они отличаются.
Вывод: зерна отличаются по цвету, форме и размеру. Пшеничные зерна светло-желтого цвета, продолговатой формы.
Сейчас ребята я вам покажу проросшую пшеницу, которая прорастала 4 дня, а затем 2 недели, засушенные колоски. (Дети рассматривают, делают вывод, что молодые побеги имеют тонкий стебелек, зеленого цвета, в процессе роста росток превращается в колосок, в чешуйках которого прячутся маленькие зернышки).
- Участник проекта : Прошло время - росток окреп и появился колосок. Летом все поле в колосьях. Хлебное поле – большое и очень красивое. В народе говорят: «Золотая нива!»
- Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай, на поле выходят комбайны. С утра до глубокой ночи идет уборка хлеба, чтобы не потерять ни одного зернышка.
- Участник проекта : Затем зерно отправляют на элеватор. Это огромный дом, где зерно сушат и сортируют.
– Участник проекта : В этих огромных башнях зерно долго хранится и не портится.
– Участник проекта : Дальше путь зерна лежит на мельницу, там зерно перемалывают в муку специальными современными мельницами.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами рассмотрим, а что попробуйте отгадать.
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
У вас на тарелках мука. Давайте попробуем её руками и скажем, какая она на ощупь? (мягкая, белая, рассыпчатая). Как вы думаете, а что в другой тарелке? (сахар, давайте сравним муку и сахар и найдем отличии. (Мука и сахар имеют одинаковый цвет, оба рассыпаются, т. е. сыпучие, но мука мягкая, а сахар состоит из маленьких кристалликов).
Участник проекта : Ребята, а я читала, что сахар тоже растет.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет поработать над следующим проектом и рассказать нам, как растет сахар, вы можете работать в паре. (Дети проявляют интерес, определяем следующих исследователей)
- Участник проекта : Затем муку в специальных машинах везут на хлебозавод, где пекут хлеб и различные хлебобулочные изделия, которые потом поступают на прилавки наших магазинов.
Воспитатель: (дегустация) Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним.
Воспитатель: Ребята давайте с вами попробуем хлеб и сравним черный хлеб и белый. Какие они на вкус? (черный – кисловатый, с необычным привкусом – это ржаной хлеб, белый – сдобный, пресный.)
-Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный). Пружинистый, пористый, легко рассыпается.
Воспитатель: Хлеб, ребята можно разделить на хлеб к чаю и хлеб для первых и вторых блюд.
- Участник проекта : Вот какой долгий путь прошел наш хлеб, прежде, чем попасть к нам на стол, и как много людей трудилось, чтобы вырастить его.
Воспитатель: Как вы думаете, легка ли дорога хлеба к столу? А люди какой профессии принимают в этом участие? Хлеб нужен каждому из нас, каждый день. Без хлеба не проживешь. Вот, почему нужно к хлебу, относится с большим уважением, дорожить каждым кусочком хлеба.
- А вы хотите сами замесить сдобное дрожжевое тесто и испечь хлеб к чаю, тогда я вас приглашаю в кондитерский цех. Сначала давайте рассмотрим с вами алгоритм замеса теста (воспитатель мешает, а дети строго по рецепту добавляют все ингредиент). Затем воспитатель предлагает из заранее приготовленного сдобно – дрожжевого теста сделать «Жаворонков» (дети проявляют интерес). Ведь когда хлеб растет, именно жаворонки первыми рано утром начинают свою трель в хлебном поле и от этого оно становится еще прекрасней (звучит песня жаворонка, воспитатель показывает алгоритм изготовления жаворонков).
Жаворонки сдобные
Ингредиенты:
3 стакана муки, 125 г молока, 10 г дрожжей, 15 г сливочного масла, 1 яйцо, 2 ст. ложки сахара, соль, 1 ст. ложка растительного масла.
Приготовление
Приготовить дрожжевое тесто из указанных ингредиентов и сформовать из него жаворонков, как из постного теста.
Смазать их сверху яйцом и выпечь в духовом шкафу.
Воспитатель: Итак, сегодня, ребята, вы узнали, что путь хлеба к нашему столу – не легкий. Давайте вспомним, как же хлеб пришел к нам на стол и выполним тестовое задание.
Тест: определи путь зернышка к хлебу (дети прямыми линиями соединяют последовательность получения хлеба) - сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут в пекарню, где пекут хлебобулочные изделия.
Познавательно – исследовательский проект :
«От зернышка к муке,
от муки к хлебу»
Длительность:
среднесрочный проект 1 месяц
Участники проекта :
Дети подготовительных групп
Руководитель проекта : Сутесова Н. Ю.