Елена Дорохова
Конспект НОД по окружающему миру «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель (предметные результаты) : создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2. Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Органы чувств“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Регулятивные УУД:
1. Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры воспитателем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2. Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с воспитателем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством воспитателя.
Личностные УУД:
1. положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2. Первичных умений оценки ответов товарищей на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1. Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2. Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Задачи:
Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Методы:
Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ПК, презентация, материалы для экспериментов (3 стакана с водой, соль,сахар, лим. кислота; 4 стаканчика с нарез. продуктами чеснок, апельсин, огурец, кофе; чудесный мешочек (с разными предметами -игрушками).
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: занятие – исследование.
Основные понятия: органы чувств
Форма работы : фронтальная.
Планируемый результат :
Знать
- названия органов чувств;
- признаки органов чувств
Уметь:
- определять и формулировать тему и цель занятия с помощью воспитателя;
- различать группы органов чувств;
- ставить опыты с помощью воспитателя;
- формулировать результат опыта;
- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы занятия.
Ход НОД
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь.
- Ребята, обратите внимание на доску и послушайте стихотворение.
И. Скрябина «Пять органов чувств»
Жил-был на планете весёлый Дракон
Пятью головами он был наделён.
Одна голова слышать всё научилась
И для людей - в Слух она превратилась.
Всё слышит – как дождик осенний в окошко стучит
И песни красивой мотивчик звучит.
Вторая глава видит всё, подмечает
И Зрением всех на Земле одаряет.
Как здорово фильм по ТиВи наблюдать,
А вечером книжку в постели читать.
Для третьей – все Запахи в мире знакомы.
В духовке пирог, с колбасой макароны.
Цветов аромат опьянит, одурманит
И шлейф от духов запах чудный оставит.
Четвертая Вкусы различные знает-
Конфеточки сладость, лимон кислый с чаем.
И горечь пилюли, и соль огурца.
Примерам подобным не будет конца.
Для пятой - понять, Осязать всё так просто.
Вот коврик пушистый и ножик, он - острый.
Горячий утюг, теплый котик,
Сосулька холодная, маленький ротик.
Дракончик весёлый над миром летает
И всё распознать людям он помогает.
И все эти головы - в нашей одной!
Их все сбалансировать нужно с тобой!
II. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока.
- А теперь, ребята, постараемся разгадать кроссворд, но справитесь с этим заданием, если поняли о чем шла речь в стихотворении.
1. С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?
2. С помощью какого органа мы узнаём, что написано или нарисовано в этой книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?
- Прочитайте ключевое слово (органы)
- Какие это органы? (органы чувств)
к
у о я
х ж з
о р г а н ы
л о к
а с
з
- Правильно. «Органы чувств» это тема нашего занятия.
-Сегодня на занятии мы должны выяснить и определить,какой из органов чувств самый важный.
-А чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит провести настоящее исследование.
III. Изучение нового материала.
1. Орган зрения.
- С какого органа мы начнем разговор, узнаем, если отгадаем загадку:
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
-Закройте глаза. Что у меня в руках? /Воспитатель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос. /
- Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? /Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.
- Глаза - самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
- Глаза – это орган зрения
Слайд видео
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза?
- Давайте прочитаем правила для сохранения зрения.
- Вывод: (Орган зрения очень важен.)
- Учеными доказано, что 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
2. Орган слуха.
- О каком органе пойдет речь в следующей загадке?
У зверушки –на макушке,
А у нас –ниже глаз. (уши)
- Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
- Уши –это орган слуха
Игра «Угадай голос».
-Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Угадай голос своего товарища».
- Я приглашаю к доске (ребенка). Выходит и поворачивается спиной к детям, а кто-то по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Ребёнок должен определить, чей голос он слышит.
- Какой орган чувств помог угадывать голоса (орган слуха – уши)
Слайд видео
Давайте прочитаем правила для сохранения слуха.
-Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)
3. Орган обоняния.
- Проведём опыт. Я приглашаю к доске (учащегося). Ты должны с закрытыми глазами определить по запаху предметы. (чеснок, апельсин, лук, кофе).
-Ты хорошо справился с заданием.
Какой орган чувств помогает узнать и понять запахи?
- Как называется этот орган чувств? (Нос)
- Запишите в тетрадях определение что такое орган обоняния…
Слайд видео
- Давайте прочитаем правила для сохранения обоняния.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)
IV Физминутка
4. Орган вкуса
- Какой орган мы будем исследовать дальше, вы узнаете, отгадав загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь. / Язык /
- Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
- Нам опять нужно провести исследование.
- К доске приглашаю (ребенка).
- Посмотри, понюхай, послушай. Что ты почувствовал? /Затруднение в ответе/
- Орган зрения помогает тебе? (ответ)
- А орган слуха? (ответ)
- А орган обоняния? (ответ)
- А можно ли пробовать неизвестные вам вещества на вкус? /Нет/
- Воду я разрешаю тебе попробовать. /Определяет воду по вкусу/
- Что ты ощущаешь? Какой орган помог тебе понять вкус воды? /Язык/
- Язык - это орган. вкуса.
Слайд видео
- Ребята, прочитаем с доски правила по уходу за органами вкуса.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен)
5. Орган осязания.
- И ещё одна загадка:
Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта. (Кожа)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
- Для исследования я приглашаю к доске (ребенка).
- Проведем игру «Узнай, что это?»
- У меня в руках чудесный мешочек.
- Тебе нужно на ощупь определить, что за предмет находится в мешочке?
- Какой орган помог определить, что это за предмет? (кожа)
-С помощью кожного покрова ты смог определить предметы.
- Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.
Слайд видео
- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого?
- Давайте с доски прочитаем правила по уходу за кожей
Вывод:
Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания тоже очень важен.)
6. Роль головного мозга.
- Где же объединяются органы чувств? Есть одна особенность, которой обладает человек. Учё ные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг».
Как же это понять?
На слайде:
- Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.
Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.
V. Закрепление нового материала.
-Вот и закончилось наше исследование.
Это органы (глаза, уши, нос, язык, кожа). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)
VI. Рефлексия:
- Посмотрите на доску, выберите для себя пожалуйста одно незаконченное предложение и завершите его.
VII. Итог НОД.
- Наше занятие подошло к концу.
- Если вы вспомните, занятие я начала со стихотворения и закончить я хочу тоже стихотворением.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- Спасибо за работу.