Ольга Шимова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Невидимка-воздух»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35 «Ручеёк» города Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Занятие
по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Невидимка-воздух»
Составитель:
воспитатель: Шимова О. Г.
г. Туапсе
2022г.
Цель: формировать представления детей о свойствах воздуха, путём экспериментальной деятельности.
Задачи:
уточнять знания детей о воздухе, познакомить со способами обнаружения;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Невидимка-воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
расширять представления о значимости воздуха в жизни человека;
развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
развивать умение соблюдать правила безопасности во время проведения опытов;
воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие;
речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие.
Материал:
Демонстрационный:
2 стакана;
ёмкость с водой;
бутылка, весы, 3 шарика;
2 кусочка пластилина;
газированная вода.
Раздаточный (по количеству детей) :
целлофановые пакеты;
стаканы с водой;
розетки с почвой;
палочки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями и будем проводить интересные опыты. Вы согласны?
А с чем, догадайтесь, отгадав загадку:
Невидимка озорной,
Живёт рядышком с тобой.
Он не видим и не слышим,
И куда мы не пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети отгадываю загадку.
Воспитатель: Правильно, воздух.
Сегодня мы с вами постараемся увидеть, услышать, попробовать, почувствовать какой воздух и узнать о нём много интересного.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем воздух, оглянитесь вокруг. Увидели ли вы воздух?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Воздух невидимый, а можем ли мы определить, какого он цвета?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный, мы свободно можем видеть вокруг все предметы.
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Втяните носом воздух, понюхайте его. Какой он?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой воздух на вкус?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Давайте попробуем, вдохните его ртом, как будто «пробуем». Что вы почувствовали?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Воздух невидимый, прозрачный, не имеет ни вкуса, ни запаха.
Воспитатель: Ребята, а можно ли поймать воздух? Как мы можем это сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Опыт «Поймай воздух»
Воспитатель: Правильно, можно надуть пакет, потрясти пакетом сверху вниз, широко открыть пакет и зачерпнуть воздух, как ведёрком, закрутить пакет. Возьмите пакеты, давайте попробуем. У всех получилось? Помогите друг другу.
Что произошло?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Почему пакет стал раздутым и твёрдым?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: А можно ли почувствовать воздух?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Проткните пакет палочкой, поднесите его к щеке.
Что вы чувствуете?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Воздух можно почувствовать, он имеет форму.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет вес?
Дети отвечают на вопрос.
Опыт «Воздух имеет вес»
Воспитатель: Взвешиваем два одинаковых не надутых шарика. Вес одинаковый. Один из шариков надуваем, взвешиваем.
Что вы можете сказать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Надутый шар перевешивает пустой. Проткнём надутый шар.
Что произошло?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Воздух вышел, вес шаров стал одинаковым.
Какой вывод мы можем сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, воздух имеет вес.
Воспитатель: Ребята, а сейчас вы увидите настоящее чудо.
Опыт «Фокус с салфеткой»
Воспитатель: Как вы думаете, в этом стакане есть воздух?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Я прикрепляю кусочек салфетки на дно стакана, опускаю перевёрнутый стакан в воду.
Как вы думаете, салфетка намокнет или нет? У кого какое мнение?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Давайте проверим, что произошло?
Салфетка осталась сухой, почему?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: В стакане воздух, он не дал воде намочить салфетку.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель: Ну что, продолжаем наши эксперименты?
Интересно, а в почве есть воздух?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Проверим, как мы можем это сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Опыт «Есть ли в почве воздух?»
Воспитатель: Предлагаю взять комочек земли и опустить в стакан с водой.
Что вы видите?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, на комочке земли образовались пузырьки. Это воздух.
Какой вывод можно сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: В почве есть воздух.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, пластилин плавает в воде? У кого какие предположения.
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Кто хочет попробовать?
Ребёнок опускает пластилин в ёмкость с водой.
Воспитатель: Что происходит?
(пластилин тонет)
Воспитатель: А сейчас я опущу пластилин в газированную воду, пластилин утонул. А теперь, посмотрите, что происходит?
(пластилин всплывает)
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Пузырьки воздуха прилипли к кусочку пластилина и сделали его легче, поэтому пластилин всплыл.
Где используется это свойство воздуха?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, надувной круг не даёт человеку утонуть.
Ребята, какой вывод мы можем сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Воздух легче воды, он всегда всплывает.
Воспитатель: Дети, а вы любите волшебство? Сейчас я вас познакомлю ещё с одним волшебным свойством воздуха.
Опыт «Волшебный шарик»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что есть в этой бутылке?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, воздух.
Как вы думаете, что произойдёт с воздухом, если бутылку поместить в горячую воду?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Предлагаю попробовать. Надеваем на бутылку шарик, погружаем её в горячую воду.
Что происходит?
(шарик надувается)
Воспитатель: Попробуйте сделать вывод.
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, воздуху в бутылке стало жарко и тесно, он расширился, вышел из бутылки и надул шарик.
Что вы можете на это сказать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Воздух при нагревании расширяется.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня много узнали о свойствах воздуха, давайте вспомним их:
Воздух – невидимый
Воздух – прозрачный
Воздух – не имеет вкуса
Воздух – не имеет запаха
Воздух – можно почувствовать
Воздух – есть в почве
Воздух – находится вокруг нас
Воздух – не имеет форму
Воздух – имеет вес
Воздух – нужен для дыхания всему живому
Воспитатель: Для дыхания нужен чистый воздух, что мы должны для этого делать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, нужно больше сажать деревьев и растений, они очищают воздух от вредных веществ. Если на земле не будет воздуха, погибнет всё живое.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы были замечательными исследователями.
Что вам понравилось больше всего?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Какие трудности испытывали?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Что нового узнали?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас надуть шарики и поиграть.