Евгения Климкина
НОД «народная тряпичная кукла» Желанница «»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Использование традиционной тряпичной куклы
Цель:
Знакомить и приобщать детей к культурному наследию своего народа
Задачи:
1. Научить детей мастерить традиционную тряпичную куклу «Желанница»
2. совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, вязание узлов, познакомить с традициями и историей игрушечного ремесла.
Публикация «НОД „народная тряпичная кукла“ Желанница „“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
3. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес и гордость к народной культуре.
4. Обогащать и активизировать словарный запас детей; вызвать положительные эмоции от результата своего труда.
Предварительная работа:
Беседы о русской народной кукле, об истории тряпичной куклы.
Рассматривание образцов и иллюстраций традиционной тряпичной куклы.
Знакомство с разнообразием тряпичных кукол.
Посещение мини-музея «Тряпичные народные куклы».
Знакомство с русскими народными играми «Маланья», «Как у дяди Трифона», «Бубуе», «Дударь»
Обучение скручиванию, сворачиванию ткани, завязыванию узелков.
Пополнение словарного запаса: заветная, дудорь, колода.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись с русской народной музыкой; мини-музей «Тряпичная кукла»; выставка кукол соврменного производства; набор иллюстраций с изображением тряпичных кукол; заготовки для каждого ребенка: плотная ткань белого или розового цвета 35*30 см; цветной яркий лоскутик 20*20 см (ручки); красная натуральная нитка для фиксации – 5 шт. по 40 см. ; цвтная ткань для юбки 30*30 см. ; тесьма или узкая лента 35 см. ; яркий лоскут треугольной формы 17*17*25 см. (платок); шерстяные нитки, связанные в пучок (волосы); 1 резинка для волос.
Ход НОД.
В. –Ребята, вы любите играть в куклы?
- какие куклы у вас есть?
- есть ли у вас любимые куклы?
- как их зовут?
- откуда появилась у вас любимая кукла? (подарили, купила мама, бабушка, папа)
- из какого материала сделана ваша кукла? (из пластмассы, ткани, резины, силикона и т. д.)
В. В наше время в магазинах продают очень много разных кукол, из самого разного материала. Куклы очень красивые. Вот посмотрите, какие куклы у нас в группе : вот в люльке лежат куклы –малыши, вот барышня в шляпке, ими играют.
А есть еще куклы коллекционные : фарфоровые, в русских народных костюмах, национальных – разных народов мира.
Беседа:
В. – Самая распространенная в мире игрушка – это кукла – знак целовека.
В давние времена наши пра-бабушки и пра-дедушки мастерили кукол своими руками для детей. И детей с младенчества прикчали к рукоделию, усердию и терпению. Куклы куклы сопровождали человека с рождения и всю жизнь.
- а знаете ли вы, ребята, что кукла может быть не только для игры? (ответы детей)
Сегодня мы поговорим об обережных народных куклах – оберегах.
- а что такое «оберег»? как вы думаете (ответы детей)
В. - обратите внимание на само слово «оберег» - оберегает
Оберег – это предмет, часто в виде куклы, который оберегает и спасает чловека о т зла, от плохого. Люди верили, что куклы способны защищать, отвести беду, вылечить болезни, привлечь в дом счастье, богатство, лаб.
Материалом служили лоскуты ткани уже изношенной одежды. И обязательно использовали ткань природную, натуральную.
Изготовить такую куклу нужно обязательно своими руками, чтобы передать кукле доброту, тепло и энергетику своего сердца.
Детали кукол не сшивались, их связывали между собой, приматывали друг к другу. При этом загадывали желание, напевали песни, приговаривали.
Примичательно, что куклы были безликими, т. е. у них не было лица. Счилалось, что если нарисовать кукле лицо, она приобретает душу, при этом теряет свои обережные и магические силы.
- Рассмотрим некоторые тряпичные куклы в нашем мини-музее
В. - самая первая кукла вот эта.
-как ее называют?
Д. - «Пеленашка»
В. –родители скручивали ее для своего новорожденного младенца и прятали в колыбельку, чтобы кукла оберегала малыша.
В. - на что похожа эта кукла?
Д. - на бабочку
В. - эта кукла «Бабочка» - она служила для игры ребенку.
В. - А вот эт кукла «Утешница» - когда ребенок плачет, мать дает ему эту куклу, чтобы утешить, успокоить.
В. - «Кукла на ложечке» для ребенка, который плохо ест. Ему дают эту куклу, играют и кормят.
В. - много разных названий было у кукол, и были они разные по назначению.
Сегодня я хочу научить вас изготовить куклу «Желанницу». Но вы уже устали, и вам хочется подвигаться
Физкультминутка.
В. - вернемся к нашей кукле.
Рассказ о кукле «Желанница»
«Желанница» - это кукла, которая считалась, исполняет желания.
Когда куклу делали, с ней разговаривали, поверяли ей свои секреты и желания. Показывать ее никому не следовало.
Загадают, бывало, желание, наденут на куколку подарок: бусинки, ленточки, фартук или платок красивый. подносили куклу к зеркалу и говорили: «Посмотри, какая ты красавица, а за подарочек мое желание исполни» и прошепчут свое желание. Потом прячут подружку в укромное местечко да поры. И, говорят, что желания исполнялись. А мы с вами это проверим.
Изготовление (пошаговое) куклы.
В сопровождении русской народной мелодии.
1. ткань для основы белого или розового цвета разложить на столе и разгладить ладошками.
Подгибаем снизу на 5-6 см и скатываем в плотную трубочку.
2. берем в связанные в пучок нитки – это волосы, кладем их на середину трубочки крестом.
Трубочку в этом месте складываем пополам, волосы вытягиваем вверх.
3. берите кранную нитку, будем формировать голову куклы. На глаз отмеряем нужную высоту головы. В том месте туго затягиваем нитку, обматываем трубочку – это будет шея, и завязываем нитку на 2 узла.
4. Теперь возмите длинный цветной лоскуток для рук. Так же скручиваем трубочку. Поднимаем одну половину трубочки – туловища и подсовываем руки прямо под голову. Снизу снова обматываем красную нить и завязываем узлы.
5. теперь возвращаемся к волосам, их нужно завязать в пучок как это делают девочки.
6. на руках формируем ладошки. Для этого ближе к краю рук обмотать трубочку ниткой и завязать узлы.
7. теперь возьмите цветную плотную ткань для юбки. Не плотно обворачивайте лоскут вокруг талии, т. е. нод руками. И пояском (ленточкой или веревочкой) затягиваем трубочку на талии потуже, чтобы юбка закрепилась. Завязывайте узелком или бантиком.
8. и последнее: повязываем кукле платок. Яркий лоскутик треугольной формы расстелите на столе. Положите голову кулы на платок, сделайте по бокам на платке маленькие складочки, и сначала один конец платка заворачиваем в сторону, затем на другую сторону – другой.
Возьмите резинку для волос и наденьте ее на платок, чтобы закрепить его.
В. - кукла «Желанница» готова. Полюбуйтесь на свое произведение. Может быть, у кого то не очень красиво получилось, зато это самая милая, добрая, теплая кукла. Спрячьте ее от чужих глаз в ящик своего стола, а вечером заберете ее домой.
А теперь как говориться в русской пословице «делу время, а потехе час»
- приглашаю всех поиграть в русскую народную игру «Дудорь»
Игра «Дудорь»
В. - скажите, пожалуйста, кого в старину называли «дудорем»
Д. - человек, который играет на дудочке
В. - а кто знает что такое «колода» (ответы детей)
Начинаем игру
Дети становятся в круг, выбирают ведущего – дудоря, и, взявшись за руки, ходят по кругу, поют,
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый, старичище
Его во колоду
Его во сырую
Его во гнилую
Дударь, дударь, что болит?
Дударь – локоть.
Все берутся за больное место соседа, которое произнес дударь и так идуд по кругу, снова поют (так дети берутся за плечи, за поясниц)
В последний раз спрашивают дударя «что болит?» дударь отвечает «Здоров! Вас ловлю»
Все разбегаются, а пойманный становится дударем.
Рефлексия
В. - наше занятие подошло к концу
-что нового вы узнали сегодня?
- что большем всего вам запомнилось?
- что понравилось?