Светлана Понкратьева
Конспект занятия по конструированию из ткани «Народная тряпичная кукла Пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 53»
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательной области
«Художественное творчество»
народная тряпичная кукла – Пеленашка
Воспитатель высшей квалификационной категории
Понкратьева Светлана Владимировна
П. Сиверский 2013 год
Публикация «Конспект занятия по конструированию из ткани „Народная тряпичная кукла Пеленашка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Цель: пробудить интерес к народной культуре России, русской традиционной народной кукле.
Задачи:
• Образовательные: Научить детей изготавливать куклу «пеленашку» бесшитьевым способом, используя технику скрутки.
• Развивающие: Развивать у детей навык скручивания ткани. Развивать умение читать схематические изображения этапов изготовления куклы и выполнять алгоритм действий.
• Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям.
Оборудование : Треугольный лоскут ткани для косынки 5*10 см, прямоугольный лоскут белой ткани 20*30 см, цветная ткань (для пеленки) 15*15 см, нитки.
Предварительная работа: посещение музея с просмотром экспозиции посвященной русской тряпичной куклы, рассказ воспитателя об истории куклы, изготовление куклы вместе с мамой к выставке «Хоровод народных кукол».
Ход. Ребята, посмотрите какой у меня красивый сундучок. Он мне достался от моей бабушки. А сундук-то волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте какие: «Фут-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!» Давайте вместе с вами скажем эти слова. Скажем? Только ласково, как в старину с вещами разговаривали, хорошо?
Дети произносят слова. А воспитатель предлагает погладить его, приговаривая: «Ой, какой хороший сундучок!
- Открываем крышку
Смотрим, чем же он богат?
Нет ли там чудовища? (нет)
Есть ли там сокровища? (да)
Смотрите - ка ребята, что это у меня в сундуке?
- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.
- Какие красивые куклы, Они старинные. В эти куклы играли бабушки и бабушки наших бабушек.
Посмотрите из чего сделаны эти куклы. (дети рассматривают, трогают их)
Дети: они сделаны из ниток, из ткани.
- -Что обозначает слово кукла? – Кукла – это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, веселой, грустной.
-Всегда ли кукла предназначалась для игры? (нет)
-Какие были куклы? (обрядовые и обереги).
- По разным поводам, для различных случаев делали разных кукол: при рождении ребенка в семье – нянюшку, на свадьбу – жениха и невесту, отдельную куклу изготавливали для сохранения домашнего очага, для девочек, будущих хозяюшек и мам, куклу делали специальную. Почти все куклы, изготовляемые в семье, - обереги, т. е. они оберегали человека от несчастья.
- Посмотрите, какая интересная куколка, свернута в маленький кулечек! Раньше новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пеленку. Считалось, что спеленатый ребеночек оберегался в ней. Он был незаметен ни для кого. А чего боялись люди? (ответы детей). Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребеночка. Поэтому первая кукла ребенка, образ его, была Пеленашка. «Пеленашка» происходит от слова пеленка, то есть это младенчик, который завернут в пеленку. Ее клали в люльку к ребенку.
- Сегодня я научу вас делать таких «пеленашек».
-Воспитатель выставляет технологическую схему изготовления куклы «Пеленашки»
-Ребята давайте рассмотрим схему изготовления куклы.
1. Нужно скрутить из белой прямоугольной ткани цилиндр, он должен быть очень плотный.
2. Берем нитку перевязываем посередине туловища, выделяем линию живота (там где у вам пупочек, и линию шеи.
3. Кладем скрутку на треугольный лоскут – косынку, повязываем, концы косынки вперед
4. Заворачиваем «пленашку» в пеленку, для этого берем квадратный лоскут цветной ткани, расположив на столе, так как показано на схеме: положить по
середине «пеленашку», завернуть пеленку, начиная с правого верхнего угла к середине.
Перевязываем пеленку вместе с младенчиком нитью
Дети садятся за столы, пред ними технологические карты. Выполняют поэтапное изготовление куклы.
Воспитатель помогает нуждающимся детям в помощи.
- Покажите друг другу, какие у вас получились куклы.
- А сейчас я расскажу правила игры с пеленашками :
Детки-пеленашки очень нуждаются в заботе. Их нельзя бросать и надолго оставлять на полках без внимания. Самое лучшее для них, если ты станешь их братиком, сестренкой или родителем. Тогда кукла не будет плакать!
Если нет возможности часто играть с куклой, то (как часто и делали) её привязывали к взрослой кукле веревочкой или тесьмой.
С куклой очень любят играть маленькие дети, так как она легко помещается в руке, и энергетика куклы успокаивает.
Если кукла испачкалась или развязалась ниточка, то ее нужно аккуратно развязать, почистить и запеленать.
За такую заботу кукла будет нести покой и умиротворение в дом!