Ольга Ивановна Самошкина
Познавательно-творческий проект «Народная тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы интеграции в реализации различных видов детской деятельности
Познавательно- творческий проект «Народная тряпичная кукла»
Исполнитель:
Самошкина Ольга Ивановна
Воспитатель 1 категории
Екатеринбург
2016
Актуальность проекта.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Народная тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда- то здесь образовалась пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но ещё и естественное стремление знать и понимать прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Проблема проекта : У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.
Причины:
- незнание истории возникновения народной куклы;
-отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
Цель:
-Формирование у детей дошкольного возраста (5-7лет) интереса к истории у культуре русского народа, через образ народной тряпичной куклы.
Задачи:
-Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления;
-Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
-Познакомить с техникой изготовления игровой народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы;
-Воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
-Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя;
-Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, народным играм, народной музыке и т. д.
Участники проекта : дети 5-7 лет, воспитатель, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта : 1 неделя
Тип проекта : Познавательно- творческий, краткосрочный.
Материально- техническое оснащение: мультимедия
Продукт проектной деятельности : папка раскладушка и памятка для родителей, презентации
Формы реализации проекта : беседа, информация для родителей, мультимедия, игры
Методы проекта : практический, познавательный, наглядный, словесный, опрос.
Поэтапная деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Выяснить интересы и потребности детей по данной теме:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные тряпичные куклы есть у тебя дома?
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
5. Любишь игрушки сделанные своими руками?
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу?
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?
Работа с родителями:
-Изготовление памятки Кукла «Кубышка- травница»
Цель: Приобщение родителей в организацию совместной деятельности с детьми дома.
-Изготовление книжки- раскладушки «Народные тряпичные куклы» (игровые, обереговые, обрядовые)
-Иллюстрированный мастер-класс для родителей
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.
2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой :
-подборка иллюстраций и фотографий;
-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
-выставка «Народная тряпичная кукла».
3. Продолженно воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
5. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация деятельности.
1. Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) :
Что знаю?
-Народных кукол- масленица,чучело
-Историю возникновения народных кукол
Что хочу знать?
-Какие ещё есть народные куклы?
-Как сделать самостоятельно куклу?
-Можно ли играть с такими куклами?
Как узнать?
- Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю вощникновения,
-Через интернет
2.«Паутинка»
Изобразительная деятельность:
-Рисование «Моя обереговая кукла»
-Рисование «Народная игровая тряпичная кукла»
Игровая деятельность:
-Дидактические игры: «Составь картинку», «Кто ты кукла моя», «Узнай по описанию»
-Русские народные игры (подвижные, малоподвижные)
-Сюжетно- ролевые игры: «Дочки- матери»
Коммуникативная
-Беседа «История возникновения народной куклы»
-Беседа «Виды кукол»
-Беседа «Русская народная кукла»
-Беседа моя любимая игрушка»
Музыкальная
-Разучивание русских народных песен, песен- закличек, песен- игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах.
Воспроизведение художественной литературы фольклора.
-Чтение народной сказки «Василиса Прекрасная» или «матушка кукла»
-Стихи о куклах, авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов
-Потешки, поговорки, загадки.
Самообслуживание и элементарный труд.
Дети готовят свои рабочие места и и убирают их после занятия, прибирают игрушки (после игры ставят их на свои места, бережно относятся к игрушкам.
Конструирование.
Изготовление куклы из ткани.
3. Планирование проектов (Конечный продукт).
- Повышение интереса к русской народной кукле
- Повышение познавательной активности детей
- Активизация словарного запаса детей
- Усиление ресурсного обеспечения группы
- Мини- музей «Народная кукла» - Изготовленные куклы для мини-музея
- Презентация
4. Календарное планирование.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
-Развитие речи
-Худ-ное творчество (рисование)
-Муз-ная деятельность -Чтение художественной литературы -Формиро-ие ЦКМ;
-Муз-ная деятельность;
-Худ-ное творчество
-Конструиро- вание -Худ-ное творчество (рисование)
Комплексно- тематическое планирование.
Реализуемые мероприятия День реализации Ответственное лицо
Коммуникативная:
-Беседа «История возникновения народной тряпичной куклы»
-Беседа «Виды тряпичных кукол»
Худ-ное творчество:
-Рисование «Народная игровая тряпичная кукла»
-Муз-ная деятельность:
-Слушание произведения П. И. Чайковского «Новая кукла»
-Игра на народных инструментах
-Хороводная игра «Платок» Понедельник Воспитатель,
Муз. рук-ль
Чтение худ-ной литературы:
-Народная сказка «Василиса Прекрасная»
-Рассматриваний иллюстраций и схем для изготовления народной тряпичной куклы
Музыкальное занятие:
-Разучивание песен- закличек
-Хороводная игра «Приехала купаленка.»
-Игра на народных инструментах
Художественное творчество (Лепка) :
«Сарафан для куклы» Вторник
Среда Воспитатель
Воспитатель,
Муз. рук-ль
Конструирование:
-Знакомство с изготовлением куклы-закрутки
-Изготовление с детьми кукол-закруток Четверг Воспитатель
Художественное творчество (рисование)
-«Моя обереговая кукла» Пятница Воспитатель
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Коммуникативная деятельность:
- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
- Знакомство с жизнью и бытом предков.
- Просмотр презентации «Русская народная кукла».
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
Изобразительная деятельность:
- Рисование «Народная игровая тряпичная кукла».
-Рисование «Моя обереговая кукла»
Конструирование:
- Знакомство с процессом изготовления кукол (Кукла- Закрутка).
- Изготовление с детьми кукол (Кукла-Закрутка).
Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
- Игры-инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление и т. д.).
-Дидактические игры:
-Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
-Дидактическая игра «Закончи узор».
-Дидактическая игра «Народные промыслы».
-Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».
-Дидактическая игра «Что из чего».
- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,
Музыкальная деятельность:
- Хороводные игры «Платок», «Приехала купаленка…»
- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
-Игра на народных инструментах.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА.
- Создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла».
Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей.
- Посещение музея детьми других групп и родителями.
- Презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
Мини-музей «Народная тряпичная кукла»
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:
- представления о музее;
- проектно-исследовательские умения и навыки;
- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- активная жизненная позиция.
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
4. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА.
-Презентация проекта.