Татьяна Луговая
Конспект НОД «Волшебный мир кристаллов»
Нод на тему: «Волшебный мир кристаллов»
Цель: Изучение «мира кристаллов» и способа их выращивания.
Задачи:
1. Обогащать представление детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой.
3. Узнать факты о кристаллах.
4. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).
Публикация «Конспект НОД „Волшебный мир кристаллов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. Стимулировать к сравнению сахара с солью.
6. Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.
7. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
8. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, кому она принадлежит?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там. Смотрите, здесь есть еще письмо.
Здравствуйте ребята! вы уже догадались, что эта шкатулка моя, Хозяйки Медной горы. В моих владениях (недрах) стало очень мало кристаллов, поэтому обращаюсь к вам за помощью помочь мне вырастить новые кристаллы.
Ребята, а в шкатулке еще что-то лежит. Может быть, вы знаете, что это такое.
( Воспитатель показывает содержимое шкатулки: кристаллы и флэшка)
Дети рассматривают содержимое шкатулки.
Воспитатель: Хозяйка медной горы передала нам флэшку. Как вы думаете для чего?
Ответы детей
Воспитатель:
Слайд 2 Давайте тогда посмотрим и узнаем что такое кристаллы.
Кристалл — это твердое состояние вещества. Они разные по форме и имеют разное количество граней (сторон).
Слайд 3 Глубоко под землей находится огромные количества горячих и расплавленных горных пород. Когда они выталкиваются к поверхности земли при извержении вулкана, они начинают остывать.
Они охлаждаются очень медленно, превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму.
Слайд 4 Кристалл — это редкий и красивый минерал.
Слайд 5 Одни из них изумруды, алмазы,. Они являются дорогими кристаллами, и их человек использует при изготовлении ювелирных изделий.
Слайд 6 Некоторые кристаллы при нагревании пахнут
Слайд 7 Горный хрусталь являются то же кристаллами. Посмотрите, в шкатулке есть кристаллы хрусталя, вот так он выглядит в природе, а вот так его уже обработали на заводе.
(дети рассматривают горный хрусталь)
Слайд 8 Кристаллы могут иметь всевозможные формы и размеры. Кристаллы очень распространены в природе, часто они вырастают до очень больших размеров.
Слайд 9 В природе существуют сотни веществ, образующих кристаллы. Вода — одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки.
Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас, представляют из себя кристаллы. Вы да же не догадываетесь.
Сейчас, послушайте загадку, об одном кристалле.
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
Слайд 10
- Послушайте еще одну загадку.
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
Слайд 11
Воспитатель: Молодцы отгадали загадку. Сахар и соль это тоже кристаллы.
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований. А кто знает, что такое лаборатория? (дети отвечают)
- Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории.
Дети: Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнения других и т. д.
Воспитатель: - Молодцы! Проходите в нашу научную лабораторию.
Я покажу вам как в домашних условиях можно вырастить кристалл. Сейчас продаются наборы, которые помогают нам в этом, но вам пока самостоятельно нельзя делать эти опыты, могут только ваши родители.
Показ опыта
Воспитатель: А вот кристаллы сахара и соли вы можете самостоятельно вырастить\. Что и будем мы с вами это делать. - Ребята, а можно ли различить сахар и соль? Предлагаю узнать.
Воспитатель: Соль и сахар – очень маленькие частицы, нам очень трудно их рассмотреть. Что нам поможет?
Дети: Лупа.
Воспитатель: Почему вы так решили? Обратите внимание на 2 емкости, в которые насыпаны соль и сахар.
Я предлагаю вам взять шепотку соли и положить ее на лист черной бумаги с левой стороны, а щепотку сахара с правой стороны листа. Возьмите лупу и рассмотрите кристаллы сахара и соли. Одинаковые они или разные?
Ответы детей
Воспитатель: Можно ли их различить по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ?
Дети: сахар с желтоватым оттенком, соль – белая.
Воспитатель: Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду, и определить вкус сахара и соли.
Дети: Соль – соленая, сахар – сладкий.
Воспитатель: дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?
Воспитатель: Чем пахнет вещество желтоватого цвета (сахар?
Ответы детей
Воспитатель: Чем пахнет белое вещество (соль?
Дети: Ничем.
Воспитатель: Мы можем сказать, что эти вещества разные по запаху. Сахар пахнет карамелью и ванилью, а соль не имеет запаха.
Воспитатель: Предлагаю ложечкой пересыпать сначала одно вещество в стакан с водой, затем другое вещество. Что вы заметили, когда мы выполняли это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (дети отвечают)
Воспитатель: Для следующего опыта я предлагаю ложечкой перемешать вещество в каждом стакане. Понаблюдайте, что происходит.
Дети. Вещества исчезли. Они растворились.
Воспитатель: Вода растворяет кристаллы соли и сахара. При этом цвет воды не меняется.
Воспитатель: Мы внимательно рассмотрели сахар и соль и сегодня попробуем самостоятельно вырастить кристаллы соли и сахара. Это очень длительный процесс. Мы будем наблюдать и все зарисовывать в наших дневниках наблюдения
У вас на столе стаканы с обычной, чистой теплой водой, нам нужно растворить большое количество соли в воде. При помощи ложки вы будете насыпать соль в стакан, где изображена солонка и помешивать, до тех пор, пока, соль не перестанет растворяться, и останется на дне стакана. Далее насыпаем сахар в стаканчик, на котором изображена сахарница, с теплой водой до тех пор, пока сахар перестанет растворяться.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Я приготовила для вас нити с кристаллами соли и соли. На нити черного цвета привязаны кристаллы соли, а на нитях зеленого цвета кристаллы сахара. Другой конец нитки прикрепите к деревянной палочке на картонке. Аккуратно берем кристаллик соли и опускаем в стаканчик с соленым раствором, так же берем кристалл сахара и опускаем в стаканчик со сладким раствором.
Это очень длительный процесс. Теперь мы будем наблюдать за ростом кристаллов и все зарисовывать в наших дневниках наблюдения. Это очень длительный процесс.
Воспитатель: Что мы сегодня узнали?
Что делали в лаборатории?
- Как вы думаете, мы все узнали про свойства сахара и соли?