Ольга Ингелевич
НОД по составлению описательного рассказа «Огурец» с помощью мнемотаблицы
«
Составление описательного рассказана тему «Огурец»»
(с помощью мнемотаблицы).
Составила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Ингелевич О. И.
Цели: формировать умение составлять совместный описательный рассказ с помощью заданной воспитателем опорной схемы (мнемотаблицы, совершенствовать знания об овощах.
Задачи :
Коррекционно-образовательные: Активизировать словарь по теме «Овощи»
Публикация «НОД по составлению описательного рассказа „Огурец“ с помощью мнемотаблицы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огурец, огурчик
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Коррекционно- развивающие : развивать связную монологическую речь.
Корреционо-воспитательные – воспитывать умение выслушивать сверстников, отвечать полным ответом.
Оборудование: корзина и муляжи овощей (капуста, морковка, огурец, помидор, и др), на каждого ребёнка раскраска «Огурец»., мяч., картинки для игры «Один – много» по теме Овощи», схема – модель для составления рассказа.
Образец рассказа: «Огурец»
Огурец - это овощ. Огурец растёт в огороде на грядках. Огурец зелёного цвета, а по форме овальный. Огурец - вкусный, сочный, в нем много витаминов. Из огурцов можно приготовить салат – будет огуречный салат. Их можно солить и мариновать. Я люблю огурцы, потому что они очень вкусные и полезные.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель - Сейчас сядет, тот, кто правильно ответит на мои вопросы.
1. Какое сейчас время года? (осень).
2. Назовите одним словом, что растет на грядках (овощи)
3. Приведите примеры названий овощей? (помидор, огурец, капуста)
4. Приведите примеры у каких овощей употребляем в пищу корешки (морковь, свёкла)
5. Приведите примеры у каких овощей употребляем вершки? (капуста, огурец)
6. Когда мы собираем урожай овощей? (осенью)
2. Основная часть.
Воспитатель показывает корзину с муляжами овощей.
Воспитатель: - Вот и у меня в корзине лежат овощи. Достает из корзины овощи и выкладывает их на стол.
Давайте рассмотрим их. Чем похожи овощи и чем отличаются?
(похожи тем, что растут на грядках, отличаются формой, цветом, размером, вкусом).
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игры об «Овощах»
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Цель :учить обобщать по общему признаку, объяснять свой ответ.
1. Огурец, свекла, яблоко, лук.
2. Лимон, чеснок, кабачок, перец.
3. Капуста, помидор, огурец, лук.
4. Баклажан, перец, морковь, помидор.
5. Свёкла, редис, репа, капуста.
6. Огурец, редис, помидор, перец.
7. Кабачок, огурец, капуста, помидор.
8. Тыква, капуста, Свёкла, огурец
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Помидор – помидорчик
Огурец – огурчик
Лук – лучок
Редис - редисочка
Перец – перчик
Чеснок – чесночок
Картошка – картошечка
Баклажан – баклажанчик
Морковь - морковка
Свёкла – свёколка…
Дидактическая игра «Один - много» - с мячом
Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Тыква – тыквы
Огурец – огурцы
Перец – перцы
Морковь – моркови
Баклажан – баклажаны
Помидор – помидоры
Свёкла – свёклы
Луковица – луковицы
Кабачок – кабачки
Репа – репы
Редиска – редиски…
Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч воспитателю.
Дидактическая игра «Какой?, какая, какие?»
Воспитатель: Про какие овощи можно сказать – Какая? (морковка, капуста, тыква, репа, редиска)
Про какой овощ можно сказать – Какой? (огурец, чеснок, помидор, перец, баклажан.)
Про какие овощи можно сказать- Какие? (помидоры, перцы, огурцы, баклажаны)
А сейчас немного отдохнём (дети встали в круг).
Физминутка :
Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.
(руки развести в стороны, направив их движение к себе)
Воспитатель: А сейчас я хочу, чтоб вы составили рассказ про огурец. А поможет вам в этом схема. (выставляется схема) Давайте вспомним, что обозначают эти символы.
1. Что это? (помидор, морковь.).
2. Где растут? (в огороде, на грядке).
3. Какой цвет? (оранжевый, красный.).
4. Какая форма? (огурец овальный, помидор и капуста круглые.).
5. Какой вкус? (кислый, сладкий).
6. Что можно приготовить? (суп, салат).
7. Любишь ты овощи есть или нет? Почему?
педагог: правильно, а теперь каждый ребенок расскажет про овощ огурец. (рассказы детей).Сначала индивидуально, затем по цепочке.
Воспитатель : Молодцы. Хорошие рассказы составили. А на столе у вас раскраски – «Огурец».
Давайте раскрасим огурцы. И оставьте раскраску себе на память.
3. Итог.
Воспитатель: что мы сегодня на занятии с вами делали? (Играли в игры: «Четвёртый – лишний», «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какое», Составляли рассказ «Огурец»)
Воспитатель : Правильно, вам понравилось занятие. ребята (да). А как вы думаете, кто сегодня был очень активен.? Мало активен? Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня работали, молодцы.