Светлана Кашафеева
НОД в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию
Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая груп па)
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Темочки:
- Арктика, Северный полюс
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки.
3. Воспитывать любовь и интерес к животным.
Методы и приё мы:
· Словесный метод (из жизненного опыта);
· Метод стимулирования;
· Поисковый метод;
· Наглядный метод;
· Практический метод;
· Метод видео
Материалы к занятию:
Глобус, иллюстрация к сказке В. Катаева «Цветик - семицветик» (девочка Женя на Северном Полюсе, иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера; оборудование для опыта; видео носитель с наглядным материалом.
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», беседа о транспорте.
Беседа на тему «Что вы знаете о северном полюсе?»
Словарная работа:
Северный Полюс, полярная ночь, северное сияние, ледяная пустыня, белые медведи, тюлень, морж, птичьи базары, водоплавающие птицы, водонепроницаемый мех
Ход деятельности
Организационный момент:
Педагог: Вспомните сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Одно из желаний девочки было попасть на Северный Полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой (показ иллюстрации).
- Почему? (Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей)
Педагог: - Хоте ли бы вы попасть на Северный Полюс? (ответы детей)
Педагог: Тогда я вам предлагаю одеться потеплее, чтобы не замерзнуть как девочка Женя (дети надевают шапочки и шарфики с варежками, кофточки) и подойти к глобусу.
- Как вы думаете, в какой цвет окрашен Северный Полюс? (Белый)
Педагог: - Почему вы так думаете? (Потому, что там очень холодно и много снега).
- Скажите, пожалуйста, на каком транспорте можно туда добраться? (Ответы детей). А на чем удобнее? (на самолете).
Правильно, на самолёте удобнее преодолевать большие расстояния.
Итак, занимаем свои места, заводим моторы и взлетаем!
Подвижная игра «Самолеты»
Основная часть занятия:
Педагог: - вот мы и оказались в Арктике, так называют Северный полюс.
(Из чума выходит житель Севера (чукча)
Чукчанка:
- Здравствуйте, меня зовут Тиныл, по национальности я чукча. А дом мой называется чум или шатер-яранга.
Давайте с вами познакомимся (игра «Назови свое имя»).
Педагог. – Сейчас мы расскажем вам о жизни в Арктике (презентация, 1 слайд).
Северный полюс – это ледяная пустыня (2 слайд). Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трёхэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живём мы (3 слайд). Здесь на полгода солнце не сходит с неба (слайд 4, а затем так же долго скрывается за горизонтом (слайд 5).
Педагог:
Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток.
Давным-давно люди верили в то, что игра красок на небесах ничто иное как танец богов. Некоторые племена видели в этом явлении недоброжелательность, и даже брали оружие для защиты, если им приходилось выходить на улицу.
Сейчас же известно, что северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные энергией частицы. Достигая нашей атмосферы, они сталкиваются с разряженными частицами газов – кислорода и азота, и заставляют их светиться. Но увидеть этот феномен можно лишь в зонах магнитных полюсов Земли на Севере и Юге. Атомы кислорода дают алое и зелёное свечение, а азота – фиолетовое.
Чукчанка:
- На севере живет очень много народностей, назову некоторые из них: чукчи, алеуты, эскимосы, ненцы, манси, эвенки, нанайцы, нганасаны, ханты, удэгейцы (слайды 6-11).
Педагог:
- Многие жители севера живу в чумах. Чум – это временное жилище северных народов.
Чукчанка:
- Мы разводим оленей. Когда у животных кончается корм, то они передвигаются на другое место, а вместе с ними и мы. В новом месте строим жилище. Чум мы строим из жердей (слайд 12). А затем покрываем его сверху шкурами животных.
Педагог:
- Жители холодного арктического региона – эскимосы, живут в куполообразной постройке – иглу (слайд 13). Их сооружают из ледяных блоков.
Чукчанка:
- Передвигаться по снежной пустыне нам помогает собачья упряжка (слайд 14).
Педагог:
- Раньше собаки доставляли жизненно важные лекарства, на войне вывозили раненых, а перевозка полярных экспедиций и их грузов целиком и полностью лежала на собачьих плечах, вернее на санях, запряжённых ими. Верные псы сделали для человека куда более, чем кажется. Да и в наши дни связь между полярными станциями часто осуществляется при помощи ездовых животных. Давайте познакомимся со всем, что связано с собачьей упряжкой.
Она состоит из нарты и собак (слайд 15). Их может быть от 8 до 12-ти. Животных запрягают в шлейку и попарно пристёгивают к потягу – центральному ремню, который прикреплён к нарте. При хороших погодных условиях собачья упряжка может развить скорость до 10 километров в час и даже выше.
- Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию по ледяной пустыне и посмотреть на животный мир Севера. А отправимся мы в путь на собачьей упряжке.
Сюжетно-ролевая игра «Собачья упряжка»
Педагог:
- Как вы думаете, почему не видно белых медведей, которых испугалась девочка Женя? (потому, что они такие же белые как снег).
Педагог:
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем (слайды16 -18).
- По этим фотографиям мы видим, что добычей медведя стал тюлень. Посмотрите, какой он упитанный. Почему, как вы думаете? (слой жира предохраняет его от переохлаждения). А зачем ему ласты? (Ласты помогают тюленю двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой).
Тюлени живут в холодных водах Северного Ледовитого океана.
- А еще медведи питаются моржами (слайд 19).
Морж – морское млекопитающее, единственный современный вид семейства моржовых. Взрослый морж легко узнаваем по своим видным бивням (взрослые самцы могут весить долее 1700 кг).
- А чем же питаются моржи и тюлени? (Рыбой).
Педагог: - Да, рыбой, которой много в тех местах. Молодцы!
-А кто ещё любит рыбу? (Птицы)
Педагог: - В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары (слайд 20).
Суровый климат Арктики не пугает птиц, здесь обитает их большое разнообразие. Например: гагара, чистик, баклан, кайра, пыжик, тупик – водоплавающие птицы, пуночка-полярный воробей (слайд 21, 22, 23)
- Одной из особенных птиц является - полярная сова (слайд 24) отличается от обычных сов, ведь ее глаза приспособлены к темноте. Поэтому эта птица отличный охотник и днем, и ночью. Она бесшумно подстерегают свою добычу и резко хватает ее своими цепкими когтями. А во время долгой полярной ночи она чувствует себя практически на вершине пищевой цепочки. Основная добыча полярной совы – мелкие млекопитающие, такие как грызуны, землеройки, кроты. Особое поощрение от совы выпадает леммингам, она с удовольствием ловит горностаев, уток, гусей, ест рыбу и даже падаль.
Педагог:
- Кроме медведей в Арктике обитают полярные волки (слайд 25). Окрас у них белый – соответствует среде обитания. Основная пища волков - олени и овцебыки, реже – лемминги, полярные зайцы (слайд 26). Охотятся стаями.
- А еще встречаются песцы – полярные лисицы (слайд 27). Они бывают белыми и голубыми. Хорошо плавают в воде. Питаются леммингами или другими грызунами.
- А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в дидактическая игра «Кто кем питается?». Вам необходимо расположить картинки животных Севера на большом листе бумаги и показать стрелками, кто кем питается из этих животных.
Педагог:- Пора возвращаться. Вот мы и добрались обратно к жилищу Чукчанки. Предлагаю поблагодарить ее за радушное гостеприимство. И нам пора в обратный путь.