Юлдашева Лола Султанмуртовнаа
НОД по развитию речи в подготовительной сказке «Придумывание небылиц, игра-фантазирование по сказке «Лиса и козел»
▼ Скачать
Организация познавательно-речевого развития детей подготовительной группы с учетом программно методического комплекса «Наш дом- Южный Урал».
Южный Урал – многонациональный регион, поэтому Программа включает большое количество фольклорных произведений разных жанров русского, башкирского,татарского народов, уральского казачества: колыбельные, потешки, прибаутки, заклички, пословицы и поговорки, дразнилки, небылицы, докучные сказки, легенды и предания.
Приобщение к фольклору позволяет решать задачи нравственного, эмоционального и познавательно речевого развития дошкольников :
Публикация «НОД по развитию речи в подготовительной сказке „Придумывание небылиц, игра-фантазирование по сказке „Лиса и козел“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Небылицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Лиса и козел», сказка
- Темочки
• воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора;
• развивать эмоциональный отклик на эти произведения;
• формировать понимание их основного содержания;
• формировать умение выделять выразительные средства фольклорных произведений (сравнения, эпитеты, олицетворения);
• развивать исполнительские умения на материале фольклорных произведений;
• развивать творческие способности (придумывание, колыбельных, небылиц, дразнилок)
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
2. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
НОД на тему: Придумывание небылиц, игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козел»
(развитие речи в подготовительной группе)
ЦЕЛЬ: научить детей сочинять нелепицы про козла и лису.
ЗАДАЧИ:
1. Связная речь:
— помочь придумать другую концовку к сказке «Лиса и козел»;
— знакомить с жанровой особенностью сказок : приемом тройственности;
— развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц.
2. Грамматика:
— упражнять в построении предложения, замене слов в предложении.
3. Словарь:
— учить подбирать образные выражения к придуманным героями. (зайцу, мышке)’,
— формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте, аргументировать свои суждения.
ОБОРУДОВАНИЕ: Рисунки к сказке «Лиса и козел», нелепицы, маски.
Ход образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
1-2-3-4-5
Хлопаем руками,
Топаем ногами
Не будем отвлекаться
Сядем заниматься.
- Воспитатель. Ребята, кто придумывает сказки?
- Дети. (Сказочники).
Воспитатель. Давайте сегодня поиграем в сказку, а сказочником буду я. Это не сказка, а присказка вся будет потом, впереди. Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку «Лиса и Козел», а затем придумываем с вами другую концовку. (работа по мнемотаблице).
- Как закончилась сказка? Весело или грустно.
- Воспитатель. Что произошло в конце сказки? (ответы детей) Кто вытащил? (хозяин вытащил).
- Хозяин, какой, ребята? (сильный).
- С помощью чего он вытащил козла? (с помощью веревки).
Давайте сыграем концовку сказки. ( Этюд: Хозяин и козел)
II. Основная часть
- Давайте придумаем веселую концовку, но так, чтобы козел встретился с другими героями: зайцем, мышкой, с другим мальчиком — Петей. Как в сказках называют зайчика?
- Дети. Зайчик - побегайчик, попрыгайчик.
- Дети составляют модель описания.
- Воспитатель. Какой зайчик?
- Дети. Серенький, длинные ушки, короткие ножки, пушистый хвостик.
- Воспитатель (показывает картинку-схему, на которой последовательно изображены признаки внешнего вида зайки — длинные ушки, короткие ножки, пушистый хвостик).
- Как зайчик двигается?
- Дети. Прыгает, идет, бегает быстро.
- Воспитатель. Как в сказке называют мышку?
- Дети. Норушка.
- Воспитатель. Какими словами можно сказать про мышку, какая она?
- Дети. Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком, пищит «пи-пи».
- Воспитатель. Как мышка двигается? Дети. Крадется, бежит.
- Воспитатель (показывает картинку-схему, на которой последовательно изображены признаки описания мышки: маленький серый круг в треугольнике — мышка в норке, хвостик — длинная волнистая черта).
Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. В каких сказках давайте вспомним.
Так будет и в нашей сказке. Давайте придумаем, кто первым встретится с козлом.
Дети рассказывают по схеме (рис. 4) :
— лиса упала в колодец и заманила туда козла (серый круг — лиса, серый перевернутый треугольник — козел) (см. рис. 4 а);
— козел оказался в колодце, подбежали животные (белые перевернутые треугольники —зайчики (см. рис. 4 б);
— к колодцу подбежала мышка (серый треугольник с волнистом линией) (см. рис. 4 в);
— Петя (прямоугольник с линией) спас козла (см. рис. 4 г).
—
III. Игра-драматизация (этюд сказки играют дети)
- Воспитатель. Ребята, что можно еще придумывать кроме сказок?
- Дети. Частушки, загадки, стихи.
- Воспитатель. Еще можно сочинять небылицы, нелепицы, путаницы, т. е. то, чего на самом деле не бывает. Внимательно послушайте стихотворение Лучезара Станчева «Это правда или нет?» и постарайтесь заметить, нет ли в нем нелепиц, путаницы.
Теплая весна сейчас. Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь, Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ Это правда или нет?
- Дети: Нет.
- Воспитатель: Давайте придумаем другую небылицу про лису : «Летит рогатая лиса». Как ее можно распутать? Какие слова нужно заменить?
-Дети. Бежит рыжая лиса.
- Воспитатель. Распутайте путаницу про козла: «Крылатый козел жует траву».
- Дети. Рогатый козел жует траву.
- Понравилось вам придумывать небылицы? (ответы детей).
Давайте сейчас сделаем с вами лису.
Пальчиковая гимнастика.
Жил был зайчик (хлопают в ладоши)
Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).
Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке (трут нос).
Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук,
Отморозил хвостик (гладят кобчик)
И поехал греться (крутят руль)
К ребятишкам в гости.
VI. Итог занятия.
- Что мы делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось во время занятия?
- Что вам запомнилось?
Наше занятие подошло к концу.