МАРИНА МАТЛЯЕВА КУЧМИНА
Конспект НОД «Мой родной Саратовский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обогатить знания детей о природных зонах Саратовского края, его фауне и флоре, городах, реках, охраняемых памятниках природы.
Развивать у детей пространственное восприятие, произвольное внимание, мышление, память, речь, творчество, воображение.
Привлечь детей к совместной художественно-продуктивной деятельности, заинтересовать темой «Родной край».
Учить детей взаимодействию и общению.
Воспитывать аккуратность, желание сделать работу прочно и красиво.
Публикация «Конспект НОД „Мой родной Саратовский край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Воспитывать патриотические чувства, желание беречь и приумножать природные ресурсы родного края.
Активизация словаря:
Правобережье, левобережье, лесостепь, степь, полупустыня, памятник природы, заказник, заповедник, дубрава, роща, бор, целебный родник, русло реки.
Предшествующая работа:
Серия занятий, бесед по знакомству с родным краем : городами, реками, народами, его населяющими, природными зонами, животным и растительным миром.
Знакомство детей с понятиями: «природные ресурсы», «полезные ископаемые», «природоохрана» посредством изучения физической карты России и Саратовской области.
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии Саратовского края, чтение книг: Г. Соколов «Отцовы краски», В. Касьянов «Волшебник газ», Г. Г. Кученева, В. Л. Жаров «От первых цветов до белых снежинок».
Изготовление экологических плакатов: «Если ты сорвешь цветок…», «Мир природы в нашем доме».
Рисование, лепка из пластилина и соленого теста, аппликация по темам: «Природа родного края», «Подземные кладовые», «Животные нашей области», «Прогулка в лесу», «Степь», «Деревья на моей улице» и др.
Материалы к занятию:
Физическая карта России, карта-заготовка Саратовской области, готовые отдельные части природных зон, фишки с гербами городов Саратовской области, изготовленные ранее макеты стволов и кроны деревьев, фигурки животных и птиц, пластилин, бумага, клей, краски, кисти, фломастеры, салфетки, указка, магнитофон, запись музыки А. Вивальди «Времена года».
Ход занятия:
Дети свободно располагаются в группе.
Воспитатель подзывает детей к большой физической карте земного шара.
Воспитатель:
Меж болот из малого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку…
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной.
Волга рекам Родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться!
Так замечательно написал о реке Волге С. Я. Маршак.
- Сегодня на занятии нам с вами предстоит многое вспомнить и узнать о крае, в котором мы живем!
Воспитатель: Как называется наша Родина, ребята?
Дети: Россия.
Воспитатель: Посмотрите на карту. Вот она – огромная наша Россия.
Наша красавица Волга является одной из самых больших рек нашей Родины (показать на карте, много красивых мест, больших и малых городов на ней. И вот в одном месте по обоим ее берегам раскинулась наша Саратовская область.
Покажите на карте Саратовскую область? (Вызвать ребенка.)
Мы с вами много говорили о нашем родном крае, вы много знаете.
Почему наша область называется «Саратовская область»?
Дети: Потому, что главный город в ней – Саратов.
Воспитатель: Изучая свой край, мы рассматривали различные книги, иллюстрации, картины, карты. С такой большой картой России вы будете работать в школе, на ней наша Саратовская область такая маленькая.
Но карту родного края можно сделать и своими руками, чтобы изучать и закреплять знания.
Мы с вами начали делать такую карту. Я предлагаю сегодня еще потрудиться над картой.
Воспитатель: Подойдите сюда, ребята. (Воспитатель подводит детей к столам, на которых лежит большой планшет с изображением границ карты области и русла крупных рек.)
Здесь я нарисовала красным цветом границы нашей области.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий - в море.
Дети: Это река.
Воспитатель: Вот река Волга – она течет сверху вниз. Но в нашем крае много и других рек. И прежде, чем мы начнем собирать карту, надо закрасить русла рек синим фломастером. (Вызвать двух детей.)
Воспитатель: Мы с вами уже сделали отдельные части будущей карты, где с помощью пластилина обозначили природные зоны области. Назовите их.
Дети: Лесостепь, степь, полупустыня.
Воспитатель: Каким цветом мы их обозначили?
Дети: Лесостепь мы обозначили желто-зеленым цветом, степь – желто-коричневым, а полупустыню – оранжевым.
Воспитатель: Но у нас остался не законченным кусочек полупустыни. Я предлагаю Саше завершить эту работу. (Вызвать ребенка и отвести его на рабочее место.)
Воспитатель: Пока ребята работают, давайте вспомним –
Какие реки Саратовской области вы знаете?
Дети: Волга, Медведица, Хопер, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Большой Узень, Малый Узень, Терешка, Алай, Карамыш, Елань и другие.
Воспитатель: Какие народы населяют нашу область?
Дети: Русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, мордва, башкиры и другие.
Воспитатель: Какими полезными ископаемыми богата наша земля?
Дети: Нефть, природный газ, пески и песчаники, глина, цемент, мел, горючие сланцы, минеральные воды и другие.
Воспитатель: Давайте (СНОВА ПОСМОТРИМ НА КАРТУ!
Посмотрите, ребята, река Волга разделила нашу область на две большие части. Как они называются?
Дети: Правобережье и Левобережье.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Город Саратов.
Воспитатель: На каком берегу Волги находится наш город Саратов?
Дети: На правом берегу Волги.
Воспитатель: Давайте его обозначим фишкой. На этих фишках гербы различных городов нашей области. Найдите фишку с гербом города Саратова. (Дети находят нужную фишку.)
Воспитатель: Какие еще города есть в нашей области?
Дети: Энгельс, Балашов, Вольск, Хвалынск, Калининск.
- А моя бабушка живет в городе Петровск. (Энгельс)
- А я ездила с мамой и папой к дяде в город Маркс. Он тоже находится на Волге.
- А я была в лагере в городе Аткарске.
(Воспитатель находит фишки городов и выставляет их на макете.)
Воспитатель: (На карте я обозначила пластилином природные зоны нашего саратовского края. Схему- объяснение природных зон так в САРАТОВСКОМ КРАЕ 3 ПРИРОДНЫХ ЗОН ЛЕСОСТЕПЬ, СТЕПЬ И ПОЛУПУСТЫНЯ) Давайте вернемся к природным зонам : чем они отличаются друг от друга?
Дети: Каждая природная зона имеет свой климат, свой растительный и животный мир.
Воспитатель: Мы с вами уже слепили животных и птиц, живущих в нашей области из соленого теста, из пластилина, сделали из природного материала.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю за этот стол, будем делать макеты деревьев. Отгадайте загадки и вспомните, какие деревья растут в нашем крае: Стоит Алена –
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Дети: Береза.
Воспитатель: Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
Дети: Ель, сосна.
Воспитатель: Схож с яичком теремок,
А в нем – будущий…
Дети: Дубок.
Воспитатель: Возьмите готовые «стволы» деревьев и подберите к ним «крону». Дорисуйте листья березы, дуба, сосны и соберите дерево.
(Пока дети самостоятельно работают, звучит музыка.)
Воспитатель: Все закончили работу? Тогда давайте немного разомнемся.
(Дети выполняют вместе с воспитателем движения по тексту.)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Шелестит листва над нами –
Вверх мы руки поднимаем.
Ветер стих – листва молчит,
Опускаем руки вмиг.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились!
Дальше будем мы шагать,
Мир природы изучать!
Воспитатель: Давайте заселим природные зоны растительным и животным миром. Какие животные обитают в лесостепи?
Дети: Лоси, кабаны, зайцы, лисы, бобры, косули, олени…
Воспитатель: А какие птицы живут в этой зоне?
Дети: Дятлы, совы, скворцы, соловьи, соколы, утки…
Воспитатель: Кто живет в степи?
Дети: Суслики, тушканчики, лисы, корсаки, жаворонки, дрофы, стрепеты…
Воспитатель: А кто населяет полупустыню?
Дети: Грызуны, волки, корсаки.
(По мере ответов детей воспитатель вместе с детьми расставляет фигурки птиц и животных по зонам на карте.)
Воспитатель: К сожалению, ребята, многие растения и животные стали редкими. Чтобы сохранить их, создаются охраняемые памятники природы, заповедники, заказники, парки. Многие виды животных и растений занесены в Красную Книгу.
Почти в каждом районе нашей области есть охраняемые памятники природы.
В течении этого года я вас обязательно познакомлю с памятниками природы САРАТОВА И Саратовской области!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую красивую, интересную и полезную карту мы с вами сделали.
В дальнейшем мы будем дополнять ее другими материалами, чтобы еще лучше узнать свой Саратовский край, любить и беречь его природу.
Родное Поволжье, Саратовский край!
Прекраснее нет земли, так и знай!
Ведь здесь ты родился и здесь ты живешь,
И родиной эту ты землю зовешь!
Давайте любить природу, окружающую нас, любоваться ей, беречь её и главное помнить: на земле очень много замечательных мест, но роднее места, где мы живём НЕТ