Марина Оленникова
НОД «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесном массиве.
Задачи:
Образовательные: дать детям представление о том, что лес - это живой единый организм, который мы должны беречь; учить анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; закрепить знания о питании лисы и белки в природе; побуждать детей в коллективной работе по аппликации выразить свое доброжелательное отношение к природе, оказывать ей посильную помощь.
Публикация «НОД „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Развивающие: развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамидку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы; умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к родной природе, чувства гармонии и красоты природы; уважительного отношения к обитателям леса.
Оборудование: Предметные картинки – грибы, ягоды, дикие и домашние животные, художественные книги, рисунки детей, игрушки – звери, насекомые, декорации (деревья, шишки, река)
План проведения:
1. Вступительное слово – загадка.
2. Беседа о лесе.
3. Разминка «Если был бы я деревом»
4. Значение леса в природе и жизни человека.
5. Игра «Дикие и домашние животные»
6. Чтение стихов детьми «Лесная сказка»
7. Викторина «Привила поведения в лесу»
8. Игра «Перелетные птицы»
Ход НОД.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я загадаю вам загадку, а вы скажите мне отгадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
Там птицы песни распевают,
Плоды на ветках поспевают,
Цветы цветут, грибы растут
И звери разные живут!
Отгадка (ответ) : Лес.
Воспитатель: Мы сегодня поговорим о лесе и его обитателях.
Ребята, скажите, что такое лес?
Лес – это не только деревья, но и кусты. Молодые деревья – подрост, кусты- подлесок, большие деревья – древостой. Мхи, травы, лишайники – живой почвенный покров. Насекомые и звери – обитатели леса.
Дети, у каждого из вас есть свои любимые праздники. И у земли есть свои праздники – «праздник птиц», «День земли», «Всемирный день окружающей среды».
И вот, сегодня мы поговорим об окружающей среде.
Лес – наше богатство! Почему так говорим?
*Лес поглощает углекислый газ и выделяет кислород, который нужен растениям, животным и людям.
*Сохраняет реки от пересыхания и этим помогает рыбам.
*Задерживает влагу, поэтому в лесу всегда прохладно и влажно.
* Защищает почву от разрушения, а корни деревьев укрепляют почву.
*Задерживает ветер, а если вырубить лес, появятся новые ветра.
*Зимой лес задерживает снег, дает жилье животным, птицам.
*Древесину используют в строительстве. Изготавливают мебель, карандаши, спички.
* Люди в лесу собирают грибы, ягоды, орехи.
*Своими дарами лес кормит животных, птиц, насекомых и людей.
Деревья в лесу разные. Одни из них с листьями. Осенью листва опадает, а весной снова появляется – они называются лиственными: береза, осина, ольха, тополь. На других деревьях, вместо листьев, тонкие зеленые иглы хвоинки. Такие деревья называются – хвойными: сосна, ель, пихта, кедр.
Разминка «Если был бы я деревом» :
Если бы я был деревом,
Мои ноги бы росли и росли
Все глубже и глубже в землю.
Они держали бы меня на месте, когда дует ветер
Они росли бы все глубже и глубже
И искали бы мне воду, чтобы пить
Но самое лучшее - мне не нужны были бы ботинки
Потому что мои ноги назывались бы КОРНИ.
Воспитатель: Пока мы играли, вот о чем мне поведала земля. Мне кажется, что многие люди до сих пор не знают, что они мои дети. Что все животные их сесры и братья. Мы – одна большая семья. Животные мне говорят: «Мать-земля, мы взволнованы, мы встревожены, люди разрушают наши дома, уничтожают леса, загрязняют воды рек. Где будут жить животные, когда все леса исчезнут? Представим картину, где становится грустно и одиноко. Мусор у реки. Рыба гибнет.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою.
Воспитатель: Я – планета земля не такая большая как вам кажется. На самом деле я мала. Помните – что у вас я одна, а вас миллионы. Если каждый сделает что-то доброе для помощи мне и защитит меня, то мы все вместе спасем ваш дом и дом наших младших – животных и все что нас окружает.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
Воспитатель: Мы должны беречь животных, растения, реки, озера и леса. Ведь все это называется – земля!
Чтение стихов «Лесная сказка» :
О себе, ребята, расскажу сейчас.
Я живу в лесу, службу там несу.
Дивную, лесную стерегу красу.
Приходите в гости я всегда вам рад,
Я ведь травам и деревьям – младший брат.
Вы увидите такие чудеса,
Вы услышите такие голоса,
Что подружитесь с тайгой наверняка.
Не на месяц, не на год, а на века.
В весеннем лесу не трогай красу.
Увидел полянку – ее береги.
Цветочком любуйся, подснежник не рви.
Багульник лиловый, его не ломай,
Гнезда не трогай, муравья не пугай.
Берегите лес ребята, не сорите в ручейки,
Чтобы в озеро Байкал донесли они звеня,
Воду чистую, хрустальную для тебя и для меня.
Воспитатель: С приходом весны в наши края возвращаются перелетные птицы. 9 марта начинается прилет птиц. 22 марта – жаворонки, а с 8 мая – маленькие пичужки.
Игра «Прилетели птицы».
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания.
Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое – топайте; если я говорю правильно – хлопайте.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки - сплюшки.
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
Стихи:
Смотрите-ка, друзья, чуть видною тропой
Олени по тайге идут на водопой,
Туда, где синеву под солнцем расплескал,
Как сказку наяву – наш чудодей Байкал.
Лес наполняет грибами лукошко
И про запас
Оставляет немножко.
Ведь звери лесные
Грибами питаются,
Поэтому жадным
Вход в лес воспрещается!
Раз ты собрался по грибы –
С собою острый нож бери;
Им аккуратно гриб срезай –
В земле грибницу оставляй.
А если встретил землянику,
Куст брусники иль черники –
Нежно ягодки сорви,
А куст – оставь, побереги.
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Мой дружок – байкальский соболек.
Летом и зимой ходит в шубке дорогой.
С ветки прыг и на утек,
Этот хитренький зверек.
Утка крякнула с порога:
Простудилась я немного.
Я минуту каждую
Кашляю и кашляю…
Дятел книгу полистал,
Дятел книгу почитал,
Подчеркнул две строчки:
Сосновые почки.
Не лекарство – просто чудо,
Вмиг пройдёт твоя простуда.
Игра «Домашние и дикие животные» :
«Лесной патруль» :
Дети запомнить должны и понять
Гнезда у птиц нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда!
И не тревожьте ни птиц ни гнезда.
У леса музыка своя…
Е послушайте друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть,кричать
И громко музыку включать.
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Воспитатель: Пожары лесные – большая беда! Пожар уничтожает тысячи деревьев, животных и очень опасен для населения.
Рассматривание картин: «Лес наше богатство», «Лес - украшение планеты», «не жгите сухую траву!», «Берегите природу!».
Без взрослых с огнм развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костр обернтся серьзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнт полыхать, разбегаться искриться –
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
Воспитатель: Ребята, скажите, какие у природы три клада? (Солнце, воздух и вода). Что нужно чтоб лес рос? (Свет, тепло, влага, почва).
Мы в лес шагаем дружно
Тропинкою лесной.
Здесь все увидеть нужно
приметить нам с тобой.
Проснулся лес, проснулся луг
Проснулись бабочки вокруг.
Проснулись травы и цветы
Повсюду столько красоты.
Здесь такая красота!
Горы, звезды, небеса,
Птицы, звери и цветы,
Я люблю и ты люби!
Воспитатель: Человек хочешь жить?
Сбереги все вокруг!
И прошу милый друг,
Что для жизни твоей,
Все подарит тебе
Мать – Земля!