Лиана Панина
НОД «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Панина Лиана Адольфовна
воспитатель подготовительной группы
МДОУ Детский сад «Теремок»
с. Усть-Курдюм
Тема занятия: «Лексические игры и упражнения».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Возрастная группа : подготовительная
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
Публикация «НОД „Лексические игры и упражнения“ в подготовительной группе» размещена в разделах
1. Развивать умение подбирать антонимы;
2. Развивать связную речь.
3. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование: презентация, проектор, микрофон…
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: -Ребята, сегодня на занятие к нам гости пришли. Что же мы с вами сказать им должны?
- Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”
Приветствие: «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
В: А теперь разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.
Раз –окошечко открыли
Два – мы дудочку купили
Три – в улыбке наши губки
На четыре – чистим зубки.
(Дети проходят на свои места)
- Ребята! Вы любите фантазировать?
- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А в какую именно, вы сейчас узнаете.
Живут на свете шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша.
Это – страна Смешариков.
- Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье, и она вручит вам подарки Мудрецов Красивой речи. Ну что отправляемся?
II. Основная часть занятия
-Кто же нам первый встретится?
Вот мы видим чей-то домик,
Он стоит на берегу,
И частенько ходит кролик,
В гости к другу своему.
Друг его, он очень умный,
Носит круглые очки,
Собирает раритеты,
Кто же это сообщи?
1. -Ребята, а вот и домик Ежика. Ежик просит вас помочь ему разобраться со словами «день и лень».
-Произнесите про себя эти слова. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Кто сможет эту разницу найти? (в слове «день» был звук ДЬ, а в слове «лень» появился звук ЛЬ.
- А в конце слова какой звук, назовите его… Он мягкий или твердый?
Дидактическая игра «Камень-вата» (дети слушают и повторяют за воспитателем слово, выделяя первый звук и определяя его твердость или мягкость) : нитки, ноты, Нина, ночь, немота, нос, няня, насос, ноги, неваляшка).
-Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?
-Произнесите еще два слова: сын-сон. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова? Помогите герою определить количество слогов в этих словах и звуков.
-Молодцы! Крошу мы помогли. Оправляемся дальше?
- Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!
2. -Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.
- Как вы думаете, что такое КОСА.
- Правильно, это и прическа и рабочий инструмент.
- Получается, что слово одно, а значений у него много. Такие слова называются многозначными.
-Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ.
- Как называется слово у которого несколько значений?
-Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.
-Попробуйте объяснить значения слова КРАН.
- Как называются слова у которых несколько (много) значений?
- Молодцы! С заданием Нюши справились.
- Отправляемся в гости к следующему герою.
Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош!
3. - Крош предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка «Смешарики».
Мы шагаем, как Совунья
Приседаем мы как Пин.
Делаем наклон как Ёжик.
Вместе с Крошем мы бежим.
Пудрим носики как Нюша.
Мы с Лосяшем, вдаль глядим.
Роем грядки как Копатыч.
Машем крыльями как Карыч.
Вместе с Барашем сесть хотим.
Крош дарит нам игру «Поймай рыбку» (дыхательная гимнастика)
- Немного отдохнули, поиграли надо дальше идти, мы должны выполнить все задания, чтобы получить подарки от Совуньи.
- Чей же следующий домик?
- Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус.
Кто же это?
Ну конечно же – Лосяш!
4. - Что же для нас приготовил Лосяш? А он просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.
ВСТАТЬ – ЛЕЧЬ
МИРИТЬСЯ- ССОРИТЬСЯ
СНИМАТЬ-ОДЕВАТЬ
ХМУРИТЬСЯ- УЛЫБАТЬСЯ
СПАТЬ- БОДРСТВОВАТЬ
РАЗДЕВАТЬСЯ - ОДЕВАТЬСЯ
-Какие вы у меня молодцы!
- Слушаем загадку о следующем герое.
А вы знали, на деревьях
Тоже можно строить дом?
В этом доме есть варенье,
Чай лечебный в доме том.
Очень мудрая хозяйка,
Энергична хохотунья,
Если кто-то заболеет,
То идёт всегда к Совунье!
- Ну вот мы и пришли к Совунье, значит мы все задания выполнили.
Но у Совунье для Вас есть задание, которое надо тоже обязательно выполнить… Она просит вас закончить четверостишия:
- Говорит котенку «кыш!»
Неприветливая мышь,
А котенок сладко спит
---
- Кот на завтрак съел омлет,
Следом – несколько котлет,
Ну а после бутерброд
---
Молодцы ребята, справились с заданием.
- Вы помогли всем сказочным героям!
И Совунья всем вам передала подарки за хорошую работу.
III. Заключительная часть. Рефлексия
- Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями!
Игра «Корреспондент и вопросы»
- В какой стране мы сегодня побывали?
- Задания каких героев исполняли?
- Скажите, трудные были задания?
- А какое задание вам больше всего понравилось?