Светлана Отченашенко
НОД «История бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСТОРИЯ БУМАГИ»
Цель:
уточнить и расширить представления детей о бумаге, е видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека;
познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой;
развивать исследовательские действия, внимание, память, мышление;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Оборудование: прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.
Публикация «НОД „История бумаги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Бумага: оберточная (подарочная, конфетные фантики); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетки, туалетная бумага, альбомная, копировальная. Предметы изготовленные из бумаги. Карандаши.
Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.
Литература: Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М: АРКТИ,2003.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети выходят в раздевалку. В это время пом. Вос-ля и дежурные готовят рабочие места к занятию.
Вос-ль. Показывает детям кораблик сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения В. Юркова «Бумажный кораблик».
«Кораблик непрочный, кораблик бумажный
Он в водном просторе, несется отважно.
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названием - «МЕЧТА».
Вос-ль. Ребята, предлагаю вам отправится на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
Тогда смелее в путь.
Дети проходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).
Вос-ль. В бумажной стране очень много бумаги. Перед вами разные виды бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
Вся бумага одинаковая?
Дети: Нет.
Вос-ль. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)
Поиграем в игру «Найди такую же полоску, как я». Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмёт один из листиков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдём такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончается.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).
Вос-ль. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей)
Из чего делают бумагу? (Ответы детей)
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже ещё не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склееных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстрации) На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ иллюстрации) Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки)
А на Руси на берёзовой коре - бересте. (Показ картинки)
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел её китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изготовления. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки)
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить её зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?
Дети перечисляют бумажные предметы.
Вос-ль. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Ответы детей.
Вос-ль. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?
Ответы детей.
Вос-ль. Поиграем в игру «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательны. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шарф, яблоко, журнал).
Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.
«Она бывает докумнтом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоно,
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!»
Сейчас мы с вами будем исследователями и узнаем, какими свойствами обладает бумага.
1. Возмите газетный кусочек и опустите в воду. Что с ним происходит. (он намокает)
2. Возьмите картонную бумагу и с помощью ножниц поделите пополам. (режется, тяжело)
3. Возьмите гофрированный кусочек и пальчиками поделите на да кусочка, три. (рвётся)
4. Возьмите альбомную бумагу, положите на ладошку, сожмите. Что произошло с бумагой? (мнётся)
5. Вос-ль показывает сам
Возьму одну полоску, прижму её к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что случилось? (бумагу скрутило)
Бумага может скручиваться. Это тоже её свойство.
Какие свойства бумаги вы знаете?
У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу.
Вы встречались с ней раньше?
Как вы думаете для чего она нужна?
Бумага нужна для получения нескольких одинаковых изображений - копий
Сейчас мы это и увидим. Обследуем копировальную бумагу.
Какие стороны у бумаги?
Совместно с детьми делаем вывод, что одна сторона у копировальной бумаги «жирная» - яркая, с краской, а другая «матовая» - тусклая.
Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги. Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листиков бумаги?
Ответы детей.
Вос-л. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно поожить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод - копировальную бумагу нужно положить на лист жирно стороной, потом положить ещё бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют по своему замыслу. Рассматривают работу.
Вос-ль. Сколько рисунков у вас получилось?
Как вам удалось это сделать?
Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?
Ответы детей.
Вос-ль. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.
Вам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?
Наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь.
«Кораблик непрочный, кораблик бумажный
Он в водном просторе, несется отважно.
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названием - «МЕЧТА».
(Дети выходят в раздевалку).
Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.