Анастасия Алексеевна Гузеева
«Оденем Ваню в русский костюм». Конспект НОД по рисованию на тему «История русского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «История русского народного костюма»
«Оденем Ваню в русский костюм»
Педагогическая цель.
Показать детям неразрывную связь между различными видами искусства: народным промыслом, музыкой; познакомить детей с историей родного Ставропольского края.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма.
- Расширять знания о русской народной культуре.
Развивающие задачи:
Публикация «„Оденем Ваню в русский костюм“, Конспект НОД по рисованию на тему „История русского костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- Развивать эстетический вкус; формировать нравственные качества.
- Показать видоизменеия русского костюма.
- Закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к народной культуре.
Освоение содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Направление: изобразительная деятельность (рисование).
Виды деятельности: изобразительная, коммуникативная, двигательная.
Средства реализации. Наглядные: демонстрационные материалы: куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации народных костюмов, образец педагогического рисунка; вербальные: стихи; художественные: эскизы кукол в народных костюмах; мультимедийные: презентация «Казаки-некрасовцы», «Русский народный костюм»; аудиозапись: песни казаков-некрасовцев.
Оборудование: для воспитателя: указка, ноутбук, лист бумаги А3 с нарисованным силуэтом человека, черный маркер, акварель, тонкие кисти, банка с водой, салфетка; для детей: листы бумаги в формате А4 с нарисованным силуэтом человека, простые карандаши, акварельные краски, тонкие кисти, салфетки, банки с водой.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций к сказкам, на которых изображены герои в русских народных костюмах. Беседа об истории русского народного костюма.
Организационная структура занятия
I.Ведение в тему.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как одевались люди древней Руси, затем напоминает, что мальчики ходили в рубахе с поясов, онучах, лаптях, поярковой шапке с отворотом.
- Давайте посмотрим, как одевались люди в нашем Ставропольском крае. Какими они были? Как украшались? Давайте узнаем об этом.
II. Познавательная деятельность.
1. Познавательно-информационная беседа. Казаки-некрасовцы.
Воспитатель показывает слайды и кукол в костюмах казаков-некрасовцев, на фоне звучит аудиозапись песен казаков-некрасовцев.
2. Словесно-иллюстрированный рассказ. Народный костюм некрасовских казаков.
- Костюмы у некрасовцев совсем не казацкие - яркие шелковые ткани, балахоны - это больше напоминает праздничные одежды турков…
Костюмы их совершенно не похожи на обычную одежду казаков. Некрасовский костюм очень яркий, можно даже сказать эпатажный. Поверх рубахи на турецкий манер некрасовцы всегда одевали желто-синий балахон, который спереди по всей длине застегивался на пуговицы. Балахон шился из ярких турецких тканей. Вообще вся расцветка костюма была связана с круговоротом жизни на земле: желтый цвет символизировал зерно, синий – воду, красный – солнце, а зеленый – зелень, пробуждающуюся жизнь.
Нижний край одежды и все швы обязательно украшались вышивкой, узор которой по языческим преданиям являлся оберегом. Технически она была очень сложная и требовала кропотливой работы. По поверью, «нечистая сила» не могла ни войти, ни выйти через отверстия, защищенные рукотворным декором. Обычно выполнялся узор тонкой черно-желтой нитью.
Одежду некрасовцы передавали из поколение в поколение – из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери – дочери. Весьма интересны у некрасовцев были головные уборы женщин. По ним можно было узнать, сколько лет женщине, замужем ли она. Девушки носили тканевые повязки, украшенные различными оберегами: монетками, маленькими ракушками, бисером. Поверх повязки - яркий платок красно-желтой расцветки. Кстати, все швы, соединяющие детали одежды, сшивались при помощи игольного кружева, которое плелось разноцветными нитками. Сейчас, к огромному сожалению, техника традиционной некрасовской вышивки полностью утеряна.
III. Творческая практическая деятельность.
1. Демонстрация приемов работы.
Воспитатель показывает детям приемы рисования мужского костюма по мотивам костюмов казаков-некрасовцев.
Обратить внимание на работу с красками: сначала заполняется фон, затем раскрашивается рисунок.
- Прежде чем вы приступите рисовать, необходимо сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – (последовательно соединяют
Будем вещи мы стирать: пальцы одной руки с пальцами другой)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем -
Их стирать мы тоже будем. (кулаки имитируют стирку)
2. Работа над творческим заданием.
Задание: выполнить рисунок на тему «Оденем Ваню в русский костюм» по мотивам костюмов казаков-некрасовцев.
IV. Рефлексия.
1. Выставка работ. Дети расставляют рисунки, любуются ими, обсуждают их.
2. Подведение итогов.
- Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Костюмы получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. Понравилось вам быть мастерами народного костюма? (ответы детей)
Воспитатель благодарит детей за работу.