Вера Бессмертная
НОД «Хитрая лисичка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Хитрая лисичка»
Цель: учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Задачи:
Образовательные: учить составлять простые предложений по сюжетной картине; учить связно высказываться по серии сюжетных картин; формировать умение воспроизводить последовательность серии картин;
Публикация «НОД „Хитрая лисичка“» размещена в разделах
Развивающие: развивать умение отгадывать загадки; закреплять графический образ букв; закреплять умение определять последовательность звуков в слове, давать каждому звуку характеристику и определять соответствие слова схеме; закреплять умение слогового чтения; развитие умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формирование умения включать в текст фрагменты, не вошедшие в серию картин и выделение способов связи между частями; использование приёма языковой трансформации при составлении рассказа (рассказ от первого лица); активизация словаря по теме; развитие слухоречевой памяти; развитие словесно-логического мышления;
Воспитательные: воспитание чувства уважения к чужому ответу, формирование умения слушать товарища; воспитание чувства коллективизма, лидерства; воспитание чувства гордости за богатство родного языка.
Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация
Материалы и оборудование: серия сюжетных картинок «Хитрая лиса»; письмо; карточки с заданиями; предметные картинки «собака» - 2 шт., «лиса»; распечатанные буквы (б (2шт, о, и, к, т, я, п, а, клей.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, вчера, проверяя свой почтовый ящик, я обнаружила в нем письмо. Прочитав его, я немного расстроилась, но потом решила принести его в детский сад и прочитать. Может, вы подскажите, как же быть. Хотите послушать, о чем идет речь в письме? Ответы детей. Воспитатель зачитывает текст письма.
«Здравствуйте, Мария Ивановна! Пишет Вам мама Вити Иванова. Мой сын Витя, так же, как и ребята Вашей подготовительной группы, следующей осенью пойдет в школу. Он очень ждет, когда это случится, но, когда совсем недавно ему предложили выполнить задания и составить рассказ по картинкам, которые ему предложили, он не смог справиться с заданиями. Я знаю, что Ваши ребята очень старательные, многое знают и умеют, может, вы сможете помочь моему сыну? Если Ваши ребята не откажут нам в помощи, вкладываю в конверт задания, которые были предложены Вите. Заранее большое спасибо!»
Воспитатель. Ну, что, ребята, согласны помочь Вите? Ответы детей.
Воспитатель. Что ж, тогда, послушайте первое задание.
Задание 1. «Отгадай кто»
Чтобы узнать, о ком пойдет речь, о ком будет наш рассказ, отгадайте загадки.
По мере отгадывания загадок, на мольберт выкладываются предметные картинки.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)
Днём молчит, ночью ворчит.
(Собака)
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Вы отгадали загадки и теперь мы знаем, что главные герои истории – две собаки и лиса. А чтобы узнать клички этих собак нам нужно выполнить следующее задание.
Детей делят на две команды.
Задание 2. «Как звали собак»
Первый лист А4.
В два ряда (горизонтальных) приклеены цветы разного цвета. 5 цветков в верхнем ряду, 5 в нижнем. В верхнем ряду в середине каждого цветка – буква. В нижнем ряду в середине цветка – пустое место. Ребенок (дети) в нижнем ряду цветков должен (ны) приклеить такие буквы, которые находятся в цветке соответствующего цвета, находящегося в верхнем ряду. После выполнения задания в нижнем ряду слово – БОБИК.
Второй лист А4.
По аналогии – в определенной последовательности приклеиваются буквы и получается слово – ТЯПА.
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Теперь мы знаем, как зовут собак – Бобик и Тяпа. Ой, ребята, а что это за карточки такие, с какими-то квадратами?
Воспитатель достает схемы к слову «Бобик» и «Тяпа». Ребята объясняют, что это схемы к словам и определяют какая схема какому слову соответствует, обосновывая свои суждения. Если дошкольники знакомы с характеристиками звуков, задание можно усложнить, например, отдать каждой команде «её» схему и попросить сделать звуко-буквенный анализ слова.
Воспитатель. Отлично! Умники! А теперь пришло время выполнить самое главное задание – придумать рассказ вот по этим картинкам. Воспитатель выкладывает картинки на мольберте (заведомо в неправильной последовательности).
Последовательный разбор каждой картины
Воспитатель. Итак, ребята, герои нашей истории – собака Бобик, собака Тяпа и лиса. Как вы думаете, которая из двух собак собака Тяпа, а которая – Бобик?
Ответы детей.
Воспитатель. В какое время года происходят события? (Летом). Почему вы так решили? (Светит яркое солнце, на траве видны распустившиеся цветы). День какой? (Летний, солнечный, тёплый). Где происходят события? (На поляне). Что несет Тяпа? (Тяпа несет маленький мяч). Что несет Бобик? (Бобик несёт сумку с провизией). Куда идут друзья? (Друзья идут на пикник). Как вы думаете, какое у них настроение? (Бодрое, радостное). Что делает лиса? (Лиса крадется за друзьями). Какими словами можно охарактеризовать и назвать лису? (Плутовка, хитрая, коварная). Что вы можете сказать о Тяпе и Бобике после того, как они обнаружили пропажу? (Они были очень удивлены). Как вы думаете, чем закончилась история? Варианты ответов детей.
Воспитатель. Скажите, ребята, я правильно выложила картинки?
После ответов детей, воспитатель предлагает ребятам определить, на какой картинке начало истории, на какой – конец, а где середина, и просит одного или несколько ребят (по очереди) выложить картинки по порядку.
Создание начала к изображённому действию
Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, с каких слов начинаются многие сказки, рассказы, истории.
Дети. Жили – были, однажды, как-то раз…
Воспитатель. Объясните, почему друзья – собаки решили отправиться на пикник?
Дети. У них было хорошее настроение и они решили прогуляться, сходить в лес на пикник.
Воспитатель. Слышали ли они, как к ним подкралась лисичка?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Иначе, они бы обратили на нее своё внимание.
Договаривание детьми предложений, начатых воспитателем.
Воспитатель. Чтобы весело провести время, Тяпа решил…
Дети. Взять с собой мячик.
Воспитатель. Бобик был очень предусмотрителен – он решил собрать…
Дети. Сумку с провизией.
Воспитатель. Бобик положил в сумку…
Дети. Небольшой коврик, две тарелки и вкуснейшие сосиски.
Воспитатель. Хитрая лисичка расположилась на полянке и, довольная тем…
Дети. Что ей удалось украсть сосиски, с большим удовольствием съела их.
Воспитатель. Послушайте всю историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать.
Стоял теплый, летний день. На небе светило яркое солнце. У двух друзей – Тяпы и Бобика – было прекрасное настроение и они решили сходить на пикник. Друзья взяли с собой все необходимое – Тяпа приготовил небольшой яркий мячик, а Бобик сложил в большую сумку полосатый коврик, две тарелочки и вкуснейшие сосиски. Весело шагая по тропинке, они напевали песенку, поэтому не заметили, как к ним подкралась хитрая лиса. Плутовку привлек шум и запах сосисок. Незаметно, бесшумно подкравшись к Бобику, коварная лисичка вытащила их из сумки. Друзья продолжали шагать по тропинке, а лисичка удобно расположилась на полянке чтобы съесть свою добычу. Друзья решили отдохнуть и перекусить. Бобик вытащил из сумки коврик, расстелил его на траве. Достал и выложил на него две тарелки – одну для Тяпы, другую для себя. Каково же было удивление друзей, когда, они не обнаружили в сумке сосиски!
Воспитатель. А теперь давайте разомнемся.
Физминутка "Мы шагаем друг за другом"
Мы шагаем друг за другом;
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили.
(Имитация движений.)
Составление рассказа по частям или целиком.
Воспитатель просит нескольких детей пересказать рассказ по частям, затем один-два ребёнка рассказывают весь рассказ целиком.
Составление рассказа от первого лица.
Воспитатель предлагает детям шапочки Собаки и Лисы. Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди рассказывают эту историю от имени героев.
Анализ детских рассказов.
- полнота и последовательность содержания
- проявление элементов фантазии
- правильность употребления слов и словосочетаний
Рефлексия.
Воспитатель. Чем мы занимались на занятии. Что понравилось больше всего?