Наталья Гордиенко
НОД для детей старшей группы с ОНР по автоматизации звука [ш] «Помогаем Мише»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.
Задачи: 1. Закрепить навыки четкого произношения звука [ш].
2. Способствовать формированию навыков составлять схему слова, давать характеристику звуков.
3. Закреплять умение образовывать форму родительного падежа имен существительных.
4. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:1. Элементы психогимнастики. Ребята, представьте себе, что мы деревья, поднимите руки вверх, наши руки –ветви, а наши пальчики – листья, подул легкий ветерок, листочки зашевелились, зашумели тихонько: ш-ш-ш-ш-ш, ветер подул сильнее, веточки закачались, шум усилился: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
2. Сообщение темы. Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (звук [ш])
3. Артикуляционная гимнастика. Чтобы нам хорошо говорить, нам нужно… конечно потренировать наши язычки (слайды № 2-7)
4. Составление схемы слова. Сегодня мы с вами познакомимся с одним мальчиком. (Слайд № 8) Угадайте,как его зовут? В его имени есть звук [ш] (Миша). Миша ходит в школу, значит он… (школьник). Возьмите свои цветные квадратики и составьте слово Миша ( дети на столах составляют схему слова: звук [м]-мягкий согласный, зеленый квадрат, [и]- гласный, красный квадрат, [ш] – твердый согласный, синий квадрат, [а] - гласный, красный квадрат). Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Сколько согласных?
5. Игра «Угадай, что съел Миша». Однажды Миша проснулся и пришел на кухню завтракать. (Слайд №9) Назовите, что мама приготовила ему на завтрак: грушу, лапшу, пирожки, ватрушку, шоколадку. (проговаривает каждый ребенок) Запомнили, что было на столе? А теперь посмотрите, что съел Миша, чего на столе не стало? (Слайд № 10) Проверяем (слайд №11).
6. Физминутка. Пока Миша собирается в школу, мы с вами немного поиграем:
У медведя дом большой – руки вверх, подъем на носки.
А у зайца – маленький – приседание на корточки, руки вытянуты
перед собой.
Наш медведь пошел домой – переступание с ноги на ногу.
А за ним и заинька – прыжки.
Мы зверяток провожаем – прощальные взмахи рукой.
И занятие продолжаем – садятся.
7. Назови, что увидел Миша по дороге в школу. После завтрака Миша собрался и пошел в школу. Что Миша увидел по дороге в школу, хотите посмотреть. Миша шел, шел и увидел (слайд №12…кошку. Далее слайды №13-18.
8. Игра «Найди пару». Пришел Миша в школу. На уроке они подбирали слова, похожие по звучанию, например: ромашка – рубашка. Интересно, а мы сможем справиться с этим заданием? (Слайд №19) Дети подбирают картинки из второго столбика, подходящие по звучанию к названиям картинок из первого столбика (по щелчку картинки соединяются стрелочкой, дети убеждаются в правильности своего ответа, по следующему щелчку стрелка исчезает). Молодцы, справились! Умение подбирать похожие слова очень важно, когда пишешь стихи, а бывают такие стихи, где слова и похожи по звучанию, но не подходят по смыслу. Давайте исправим ошибки ребят.
9. Игра «Нелепицы».
Мы с сестрой посуду… (шили,
И наряды куклам … (мыли).
Вылезла из норки … (шишка,
На нее упала … (мышка).
В воздухе летала … (кошка,
Молоко лакала … (мошка).
10. Игра «Подскажи слово». После школы Миша играл с друзьями, и мы с вами поиграем. Я назову слово, а вы добавьте нужное, чтобы получилось предложение:
Миша – кашу. Любит. Миша любит кашу.
Маша – шубу. Носит. Маша носит шубу.
Паша – машинку. Катает. Паша катает машинку.
Кошка – мышку. Ловит. Кошка ловит мышку.
11. Игра «Найди лишнее». Вечером Миша стал делать уроки. Поможем ему?
(Слайд № 20) Какая картинка в верхнем ряду лишняя? Давайте назовем картинки (если дети затрудняются, подсказать им, что в названии одной из картинок нет звука [ш]. Давайте проверим (по щелчку мыши лишняя картинка исчезает). Теперь давайте найдем лишнюю картинку во втором ряду.
12. Рефлексия. С кем мы сегодня познакомились? Кому помогали? Какой звук произносили? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно? Молодцы, хорошо занимались, справились со всеми заданиями.