Татьяна Герасимовская
НОД для детей старшей группы «Мой дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Татьяна Герасимовская
НОД для детей старшей группы «Мой дом»
Цель: Расширить знания детей о различных видах жилья человека.
Задачи: Обогащать и активизировать словарь; обучать образованию многосложных слов, употреблению формы родительного падежа; развивать мышление и зрительное внимание; воспитывать навыки речевого взаимодействия.
Виды образовательной деятельности: чтение стихотворения, познавательно-исследовательская и игровая деятельность.
Публикация «НОД для детей старшей группы „Мой дом“» размещена в разделах
Оборудование: предметные картинки с изображением различных домов (одно- и многоэтажного, каменного, дома-скалы, бамбуковой хижины,юрты, яранги, вигвама, иглу); предметные картинки, на которых не хватает какой-либо части дома (нет окон, стены, двери, крыши и др.).
1. Оргмомент
Воспитатель (читает стихотворение)
Мой дом Н. Голь.
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома - голубой.
Заходите смело в дом!
-Приглашаете? Войдём!
Ребята о чём это стихотворение?
Дети. О доме.
2. Рассматривание предметных картинок На фланелеграф выставляются предметные картинки с изображением двух домов: одно- и многоэтажного. Если дети не знают слово «одноэтажный» уточняется его значение.
Воспитатель. Что это?
Дети. Это дом.
Воспитатель. А это что?
Дети. Это тоже дом.
В каких домах живёте вы? Из чего построены ваши дома? Чем различаются кирпичные и деревянные дома? - А вы знаете, из чего строят дома в Африке, на далёком севере и в других странах мира? Хотите узнать? Тогда я приглашаю вас в «Кругосветное путешествие», а поможет нам «Волшебная палочка». Вы закроете глаза, а я скажу волшебные слова и мы переместимся в другую страну.
Дети закрываю глаза, воспитатель говорит волшебные слова:
- раз, два, три, вправо, влево посмотри,
Волчком три раза покрутись,
В страну далёкую переместись.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию №1 (Африка)
Дети открывают глаза.
- Мы с вами переместились в Африку. Посмотрите какие необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нём можно спрятаться от жаркого африканского солнца.
- Продолжаем наше путешествие. Закрываем глаза и говорим волшебные слова. Воспитатель выставляет иллюстрацию №2 (дома в скале, Турция)
- А сейчас мы с вами в Турции. Некоторые старые дома этого селения просто выдолблены в скалах и напоминают муравейник.
-Летим дальше. Иллюстрация №3 (хижины из бамбука и тростника)
А теперь мы в Тайланде. Здесь очень тепло, и поэтому свои лёгкие хижины местные жители и сейчас строят из бамбука и тростника. Это очень прочные жилища, а крыша не пропускает воду во время дождя.
- Закрываем глаза и говорим волшебные слова. Выставляется картинка №4 (юрта) Посмотрите, где мы? Вокруг нас песчаная азиатская пустыня. Многие живущие там народы (например казахи, киргизы) с древнейших времён передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы – свои палатки. Такая палатка называется «Юрта», она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него ещё делают валенки) – и дом готов всего за несколько часов.
- А сейчас отправимся в гости на далёкий Север. «Волшебная палочка», помоги нам. (говорим волшебные слова) Иллюстрация №5 (яранга)
На далёком Севере, где деревья если есть, то очень маленькие (они так и называются – карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере очень сильные морозы! Жилище северян – чукчей – называется «яранга». Оно похоже на юрту, но островерхое, стены в нём – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом заново собрать.
- Дальше мы отправимся к индейцам. Запомнили «Волшебные слова»? давайте вместе скажем. Перемещаемся в другую страну Иллюстрация №6 (Вигвам). осмотрите какие дома строят индейцы. Он называется вигвам, немного похож на ярангу, и неудивительно – у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома – вигвамы – строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными тканями ковриками (циновками).
- Полетели дальше? Произносим «волшебные слова». Иллюстрация №7 (Иглу). то дом из снега – иглу. Канадские эскимосы строят из того, что падает с неба! Иглу – их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами. В крыше оставляют отверстие, чтобы проходил воздух, и там можно даже развести костёр. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве!
- Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой. Закрывайте глаза и «Волшебная палочка» вернёт нас обратно.
Дети закрываю глаза, воспитатель говорит «Волшебные слова» :
Раз, два, три, нас кругом поверни и домой возврати.
- Вот мы и дома, в нашем детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше». А теперь я предлагаю передохнуть и выполнить физкультминутку.
3. Воспитатель читает текст, а дети выполняют движения.
Тук-тук молотком, стучат кулачком одной руки по ладошке другой
Строим, строим дом поднимают руки вверх
Этот дом для Маши поворачивают голову одновременно с рукой влево
Этот дом для Саши поворачивают голову одновременно с рукой вправо
Этот дом для Даши показывают рукой влево
Этот - для Наташи показывают рукой вправо
Этот- для Ксюши показывают рукой вперёд.
Этот -для Андрюши показывают рукой назад
Все соседи, наклоняют туловище влево
Все друзья, наклоняют туловище вправо
Жить без дружбы им нельзя! разводят руки в стороны и опускают
4. Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Детям последовательно показывается пять картинок, на каждой йз которых не хватает какой-либо части дома. Дети должны заметить недостающую часть и назвать её в правильной грамматической форме.
5. Итог
Воспитатель. О чём мы сегодня говорили?
Дети. О домах.
Воспитатель. Вспомните с какими домами мы познакомились.
В вечернее время детям предлагается нарисовать свой дом.