Юлия Дубовик
Конспект НОД для детей старшей группы «Мой родной Рязанский край»
▼ Скачать + Заказать документы
240 лет Рязанской губернии.
Конспект НОД для детей старшей группы «Мой родной Рязанский край».
Цель: Обобщить и конкретизировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о достопримечательностях города;
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Мой родной Рязанский край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Рязанская область, Рязань
- Старшая группа
- Темочки
2. Познакомить детей с рязанскими народными промыслами (Скопинская керамика, Шиловское лозоплетение, Михайловское кружево);
3. Закрепить знания детей о рязанском народном костюме, его элементах;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою страну, свой город; создать радостный эмоциональный настрой.
Речевые: Развивать активный словарь детей : гончары, кружевницы, коклюшки.
Оборудование:
• Рязанский народный женский костюм;
• мультимидийная установка,
• Д/и «Собери флаг»,
• Заготовки из бумаги по количеству детей для росписи (рубахи, сарафаны и посуда).
Ход ООД
Воспитатель в народном костюме входят в зал (звучит плавная мелодия). Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой красивый костюм на мне одет, раньше девушки одевали такие сарафаны и пели песни, водили хороводы. Вдруг, звучит Африканская музыка, входит обезьянка (игрушка).
Обезьянка: - Ой, куда это я попала?
Дети и воспитатель:- В детский сад.
Воспитатель:- Простите, уважаемая Обезьянка, откуда вы?
Обезьянка: Я прилетела к вам из далёкой Африки, посмотреть, как живут в других странах. А как называется ваша страна?
Дети:- Наша страна называется - Россия.
Обезьянка: - Россия…. Какое красивое название. Россия…. У меня есть несколько флагов, которые мне подарили жители разных стран. Мне очень хотелось бы иметь и ваш флаг на память. Есть у вашей страны флаг?
Воспитатель: - Да, есть. Ребята, подарим нашей гостье флаг нашей страны. (проводится Д/и «Собери флаг»).
Обезьянка: Ребята, а как называется ваш город? (Сасово)
Воспитатель: послушай стихотворение о нашем городе:
Алый свет с тишиною целуется,
ветер вишням в садах ворожит.
На заре просыпаются улицы –
встретить утро наш город спешит.
Ах, как ярко от зарева ясного,
от улыбчивых праздничных лиц!
Родниковое, певчее Сасово,
ты милее мне гордых столиц.
Воспитатель:- Обезьянка, тебе понравились стихи о нашем городе?
Обезьянка:- Очень понравились! Может, вы мне расскажите про свой город?
Воспитатель:- Ребята, давайте познакомим гостью с нашим городом, расскажем о самых интересных местах.
(дети рассказывают о городе с опорой на фотографии из презентации на экране)
1 ребенок: Это наш железнодорожный вокзал. С него отправляются в разные стороны нашей страны поезда дальнего следования и электрички.
2 ребенок: Это Спортивная школа «Планета спорта». Там дети и взрослые занимаются различными видами спорта и проходят соревнования.
3 ребенок: Это наш городской парк. Зимой по нему можно кататься на лыжах, а летом, кататься на велосипеде. На сцене парка проходят разные концерты и фестиваль нашего знаменитого земляка композитора - Аверкина Александра Петровича.
4 Ребенок: Это наш бассейн «Нептун» мы ходим туда заниматься плаванием. Там есть маленький бассейн для детей и огромный для взрослых. Плавать очень полезно для здоровья и нам очень нравится.
Обезьянка:- Мне понравился ваш город. Ребята, а играть вы умеете?
Воспитатель: - Конечно, умеем! И даже можем научить тебя играть в народную, хороводную игру «Яша». А чтобы выбрать Яшу нужно посчитаться.
Обезьянка: - Как это?
Воспитатель: - С помощью считалки. Сейчас мы тебе покажем.
Ребенок проговаривает считалку, выбирается Яша.
Проводится игра: «Яша».
Дети проговаривают слова: «Ходи, ходи, Яша ты забава наша, ты грызешь орешки для своей потешки.
Воспитатель: -
Наш народ не только умеет играть и веселиться, но и замечательно трудиться. Рязанские женщины очень красиво одевались и шили красивую одежду. Посмотри на мой костюм. Тебе нравится?
Обезьянка:- Очень нравятся! Он такой нарядный, красочный, яркий!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей гостье в какой области мы с вами живём.
Дети: в Рязанской.
Воспитатель:
Ах, как прекрасен наш народ!
Много на Руси было мастеров,
Славились они испокон веков.
И сейчас традиции продолжаются!
Мастера, великие рождаются!
Давным-давно наша Рязанская область называлась Рязанская губерния. бразовалась она 240 лет назад по указу правившей в то время в России царицы Екатерины II. Посмотрит на экран это карта Рязанской области. На ней есть и наш родной город Сасово.
Воспиатель: Ребята я хочу вас познакомить с изделиями мастеров нашего Рязанского края.
Это Скопинская керамика
«Город Скопин находится недалеко от Рязани, и существует легенда, что давным-давно, на месте города были дремучие леса, и водились там большие, сильные птицы с огромными крыльями и называли этих птиц Скопы. А еще в тех местах, в земле было много белой глины, там стали селиться люди, и возможно, по названию птиц, живших в лесах, и город назвали Скопин. И появились в Скопине мастера, которые лепили из глины различную посуду, да игрушки своим детишкам, свистульки. А чтобы показать свое искусство, мастера выставляли вылепленные изделия на ворота. Каждый мастер украшал свое изделие разными приспособлениями – печатками, по-своему.
Это Шиловское лозоплетение,
Волшебная лоза… Чудо-материал - это сказано про ивовые прутья. Что можно сделать из тонких стебельков? Шиловские умельцы приметили в ивовых прутьях сочетание гибкости и упругости. Плетение из лозы - одно из самых древних ремесел. Занятие это трудоемкое. Заготавливать иву нужно, когда наступят заморозки и до весны. Прутья нужно варить часа три, ошкуривать, и только потом плести. Это занимает много времени, но зато какие интересные, разнообразные и полезные, изделия выходят из-под рук мастера. Из лозы плетут корзины, сухарницы, вазы, шкатулки, игрушки хлебницы, делают мебель, санки, коляски и многое другое. Произведения Шиловского лозоплетения помогают по-новому взглянуть на привычные вещи и понять красоту окружающего мира.
Это Михайловское кружево.
Много столетий назад начали плести кружево в городе Михайлове. От того они и называются «Михайловские кружева». Плетут их коклюшками, специальная палочка с шейкой, которая предназначена для наматывания нити. Работают обычно на 4 коклюшках одновременно: две - в правой руке, две - в левой. Узоры получают, перекрещивая нитки на коклюшках. Раньше одежда называлась «окружение», а когда по ней пускали кружева, то они кружились «узор кружится», от этого и появилось такое название – кружева.
Очень много женщин в Михайлове плели кружева и богатые и бедные. Богатые плели золотыми нитями, а бедные женщины – белыми. Чтобы им не было скучно, они пели себе песни. Наши кружева очень ценились не только в России, но и за границей. Многие модницы мечтали о кружевных платьях. И к нашим бабушкам приезжали купцы из Германии, Швеции, Франции, чтобы полюбоваться и купить прекрасные работы кружевниц.
Воспиатель: Правда, очень красивые вещи, делают наши мастера.
Обезьянка: - Да, мне всё очень понравилось. Спасибо вам, ребята, что вы мне рассказали всё, показали. У вас хорошие, трудолюбивые и весёлые люди, красивый город и замечательная страна. Но мне пора возвращаться к себе домой. До свидания.
Воспитатель и дети: - До свидания. Приезжай к нам ещё. А мы расскажем тебе много интересного.
Обезьянка прощается.
Воспитатель:
Что ж, ребята, встреча была очень неожиданной и интересной, однако пора и нам возвращаться в группу, а там мы с вами попробуем украсить вот эти заготовки как мастера Рязанского края.