Ольга Янишевская
НОД для детей средней группы ОНР «Зима на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять и закреплять знания детей об особенностях кубанской зимы.
Задачи:
1. Продолжать прививать интерес к природе родного края.
2. Продолжать работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных на основе ознакомления с окружающим и с явлениями природы.
3. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия признаков.
4. Развивать воображение, связную и выразительную речь.
Публикация «НОД для детей средней группы ОНР „Зима на Кубани“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
5. Развивать умение общаться, формировать доброжелательное отношение друг к другу посредством игровой деятельности.
Оборудование:
кубанка для «казака», шапочка для петушка,
презентация: «Наша зима».
Предварительная работа:
наблюдение зимней природы на участке детского сада,
разучивание кубанских народных игр,
чтение стихотворений о кубанской зиме,
изготовление кормушек для птиц вместе с родителями,
наблюдение за птицами, прилетающими к нашим кормушкам.
Ход образовательной деятельности:
Логопед: Дети, какое сейчас время года?
Правильно, зима. Мы с вами много говорили о зиме, о животных и птицах в зимний период, о том, как им трудно зимой, особенно если зима суровая, с трескучими морозами. А какая у нас на Кубани зима? Давайте найдём для неё подходящее слово. Её можно назвать: Если холодно- холодная, если идут дожди- дождливая, если дуют сильные ветры- ветреная, если мало солнышка и небо всё время хмурится- хмурая. А если много снега, какая зима? Снежная. Вы радовались, когда шёл снег? Значит в снежный период нашу кубанскую зиму можно назвать весёлой, замечательной, чудесной.
(вбегает зайчик)
Зайчик: Ай! Ой! Помогите! За мной гонится волк! Не могу найти дорожку, тропинку (убегает(
Логопед: Не пойму, что происходит? Дети, как вы думаете, что произошло? Вы правы. За зайчиком гонится волк, а он не может холодной, ветреной, хмуройнайти тропинку, чтобы от него убежать. Давайте спасём зайчика. Позовё м его: «Ау!». Только воздуха набирайте побольше.
(Дети выполняют дыхательное упражнение).
(Вбегает зайчик)
Зайчик: Куда я попал? Убегал от волка. Он меня уже почти догнал. И вдруг я услышал: «Ау!». Кто-то мне помог.
Логопед: Зайчик, это наши дети тебе помогли. Мы увидели тебя и поняли, что тебе нужна помощь.
Зайчик: Спасибо. Я так вам признателен. За это я предлагаю вам поиграть в кубанскую народную игру :«Сон Казака»
(Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-МУ, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
(По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.)
Логопед: Спасибо тебе, зайчик. Повеселил ты нас. За это мы приглашаем тебя вместе с нами поговорить о кубанской зиме.
А какая у нас на Кубани зима? Давайте найдём для неё подходящее слово. Зайчик, если дети будут затрудняться, ты им помоги. Зиму можно назвать: если холодно- холодная, если идут дожди- дождливая, если дуют сильные ветры- ветреная, если мало солнышка и небо всё время хмурится- хмурая. А если много снега, какая зима? Снежная. Вы радовались, когда шёл снег? Зайчик, а ты радовался снегу?
Зайчик: Да. На снегу мою белую шубку совсем не видно и волку меня не заметить.
Логопед: Значит в снежный период нашу кубанскую зиму можно назвать весёлой, замечательной, чудесной.
Давайте посмотрим, как чудесно и красиво на Кубани снежной зимой. Об этом хорошо написала в своё м стихотворении Людмила Любочкина:
• Зима — прекрасная пора.
• Уходит дождик со двора,
• И наступают холода.
• Морозы зимние трещат,
• И птицы больше не пищат.
• И будет наша детвора
• Плясать и бегать до утра.
Слайд №3. Посмотрите на красавицу Зиму в парке.
Слайд №4. А это замёрзшая кубанская речка.
Слайд №5. Как красиво у реки зимой. Снег выпал недавно. Он такой чистый, пушистый.
Слайд №6. У нас на Кубани есть леса. Посмотрите на зимний кубанский лес. Все деревья в снегу и в инее. А что вы видите на переднем плане? Правильно, это чудесная пушистая ёлочка. Она ещё маленькая, но через несколько лет превратиться в настоящую лесную красавицу.
Слайд №7. Это зима на казачьем хуторе. Посмотрите в каких домах раньше жили казаки, в какие одежды они одевались.
Казаки были очень наблюдательными и по различным приметам определяли, какой будет погода в будущем. Для них это было очень важно.
Слайд №8. Послушайте приметы казаков:
• Зимой сухо и холодно — летом сухо и жарко.
• Если зимой вьюги — летом ненастье.
• Если зимой тепло — летом будет холодно.
• Зимний снег глубокий — летом хлеб богатый.
• Воробьи дружно чирикают — к теплу.
Слайд №9. А теперь посмотрите на снежную зиму в нашем детском саду. Возможно, что вы узнаете себя на этих снимках.
Слайд №10. Это зима на участке.
Слайд №11. Зима возле огорода.
Слайд №12. Посмотрите, как весело было играть со снегом.
Слайд №13. Хорошо лепится снежок.
Слайд №14. Будем лепить снеговика.
Слайд №15. Дети, вы знаете, что снежная зима у нас быстро заканчивается. Несколько денёчков полежал снег и растаял. Послушайте, что об этом пишет Эмилия Балашова из города Абинска
На Кубань проездом заехала зима,
Снегом серебристым укрыла все дома,
Всё ковром пушистым покрылось во дворе,
На досаду дворникам, на радость детворе.
Ну а завтра утром снова дождь пойдёт,
И ковер пушистый ручейком уйдёт.
Снова станут серыми деревья и дома.
На Кубани быстро кончается зима.
Слайд №16. Посмотрите на эти снимки. Здесь тоже зимнее время года, но снега нет. А что вы здесь делаете? Какие вы молодцы, вы кормите птичек. А зачем нужно зимой кормить птиц? Может зайчик нам ответит?
Зайчик: Я не знаю. Помогите мне, дети.
Логопед: Хорошо, зайчик, послушай ответы детей.
Зайчик: Спасибо, дети. Вы всё время мне помогаете. Предлагаю вам поиграть ещё в одну кубанскую игру, которая называется
«Кривой петух»
Дети стоят по кругу. Один – в центре, его выбирают считалкой.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?»
Петух: На иголочках
Дети: А как тебе, не колко?
Петух: На подковочках
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребёнок «петух» стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: - Кто там?
Петух: - Это я, Тарас.
Дети: - Лови нас, лови нас.
Кого поймал, тот и петух.
Логопед: Спасибо, зайчик. Повеселил ты нас.
Зайчик: И вам спасибо за то, что вы спасли меня от волка. А теперь
до свидания. Мне пора возвращаться в свой лес.
(дети прощаются с зайчиком и он уходит)
Логопед: Дети, о чём мы сегодня говорили? Правильно, о кубанской зиме. А что нового вы о ней узнали? Вы узнали то, что она бывает разной. Какой? (весёлой, снежной, холодной, ветреной, хмурой). Что ещё вам запомнилось? Мне тоже запомнились и понравились кубанские народные игры «Сон казака» и «Кривой петух». Спасибо зайчику, что научил нас в них играть. Сейчас я приглашаю вас на прогулку. Надеюсь, что в этом году мы ещё увидим снежную кубанскую зиму и вы сможете назвать зиму снежной и весёлой.