Папки-передвижки

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Ирина Заятникова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Приключения Карандаша и Гвоздика»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.

Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Приключения Карандаша и Гвоздика“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.

2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит.

3. Учить сравнивать предметы по характерным признакам.

4. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

5. Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Развивающие:

1. Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя.

2. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

4. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.

5. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое.

2. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.

3. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Методические приемы: Сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей, презентация.

Словарь:

Активиный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.

Пассивный: шероховатый, теплопроводность, шершавый.

Материалы и оборудование:

Презентация, 2 коробки, большой гвоздь, карандаш,молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя;таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей,картинка с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой, картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит (магнит на веревке, разные металлические предметы.

Ход НОД.

1. Организационный момент и введение в тему занятия.

Загадки детям.

- Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки.

Как вы думаете, кто их сюда положил?

А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.

2слайд

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там след кладёт.

Любим нос везде совать,

И чертить и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами. (Карандаш)

3слайд

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Молодцы ребята загадки отгадали.

Проблемная ситуация.

-А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.

4слайд

А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)

Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

А по запаху можно различить?

Как же нам узнать? (посмотреть) .

5слайд

Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик (куклы- игрушки)

«Здравствуйте, ребята,

Мы с карандашом большие друзья,

Но не можем никак решить, кто из нас прав?»

6слайд

Карандаш : Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

Гвоздь : Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

- Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

2. Основная часть

7слайд

1. Дидактическая игра «Из чего сделано»

Посмотрите, на картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздика.

Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, санки, ложки, дом, кружка, лестница, качель).

8слайд

А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, колокол, монеты, ножницы, кружка).

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш прав!

2. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру "Чудесный мешочек".

Дети поочередно опускают руку в "Чудесный мешочек ", на ощупь определяют по одному предмету, называют и выкладывают на стол.

В результате на столе появляются металлические и деревянные предметы. (металлический шар, деревянная ложка и т. п.)

3. Сравнение дерева и металла.

9слайд

Но Гвоздь все не унимается : «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»

- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.

Отличаются ли они? Чем?

Какие они на ощупь?

10слайд

Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)

А какая у деревянного бруска? (шероховатая, шершавая).

11слайд

Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.

Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый)

Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)

И Карандаш гордится этим.

А еще он говорит, что дерево мягче металла.

Как вы думаете, прав Карандаш?

Давайте проверим.

12слайд

4. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый).

13слайд

- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).

- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный) .

Гвоздь и Карандаш : «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».

- Вот и хорошо.

А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

5. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре (дети маршируют)

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)

Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)

- Гвоздик и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке (появляется макет) .

Обрадовался Карандаш : «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».

А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему?

- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

14слайд

6. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)

-Какой можно сделать вывод? (металл тяжёлый, а дерево легкое.)

15слайд

-Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег? (Его может перевести Карандаш, плот) ребенок показывает.

Так наши друзья и поступили.

Перебрались на другой берег.

Гвогдь: Как я устал!

Карандаш : А я есть очень хочу!

Гвоздь : Давай сварим уху.

Карандаш : Я пойду рыбу ловить, и я пойду.

Гвоздь : А кто будет костер разводить?

- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.

(Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня.)

16слайд

-Сварили друзья ухи, сели есть, Гвоздик достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?

(Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным)

-Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло».

7. Сейчас мы убедимся в этом на опыте.

Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.

- Как вы думаете, что произойдёт? (Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет) .

Это свойство называется теплопроводность,

-Какой вывод можно сделать? (Металл проводит тепло).

17-18слайд

Как затушить костер? (Залить водой – это может сделать Карандаш, закидать песком – с этим может справиться Гвоздь). Так они и сделали.

Потом друзья отправились в путь к новым приключениям.

3. Заключительная часть

Итог НОД :

Гвоздь и Карандаш : «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы дарим вам свои фотографии. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».

19-20слайд

- У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. ( Дерево: шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивается магнитом, нагревается, острый.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Цель: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Все удивительное рядом» Конспект НОД на тему "Все удивительное рядом" Цели и задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды и воздуха; Показать значение.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимующие птицы» Программное содержание: Образовательные цели: • Закрепление представлений о зимующих птицах. • Расширение словарного запаса по теме «Зимующие.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Весеннее настроение» МБДОУ Вершино-Тейский детский сад «Аленушка» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Весеннее настроение» (средняя.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Домашние животные» Конспект НОД Познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Домашние животные» Воспитатель: Кычакова Анна Афанасьевна Цель: Расширение.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Жидкое-твердое» Жидкое – твердое Юлия Миронова Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Жидкое - твердое» Цель: Развитие способностей.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы НОД по познавательно- исследовательской деятельности с детьми старшей группы Тема: «Волшебное электричество» МАДОУ «Детский сад№11»Вишенка».

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История электричества» «История электричества» Цель: • формировать представления об электричестве, истории его открытия, использования его в окружающем мире. Задачи.

НОД «Приключение карандаша и гвоздика» Конспект НОД. Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Приключения Карандаша и Гвоздика». Направление развития:.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «В чем пойти гулять весной» Технологическая карта НОД №___(с учетом личностно-ориентированного подхода) Вид деятельности: познавательно-исследовательская_Тема: «В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Приключения Карандаша и Гвоздика»
Опубликовано: 26 января 2018 в 19:15
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Приключения Карандаша и Гвоздика»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Заятникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД