Наталья Степанюк
Николай Андреевич Римский-Корсаков
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Николай Андреевич Римский-Корсаков
Цель: познакомить с творчеством композитора, педагога, дирижёра, музыкального критика и морского офицера Н. А. Римского-Корсакова.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о композиторе;
- формировать интерес к музыке;
Развивающие:
-развивать внимание, память, познавательный интерес;
- развивать музыкальное восприятие;
- Развивать эмоциональную отзывчивость — умения переживать музыкальное
произведение в связи с его образным содержанием;
Публикация «Николай Андреевич Римский-Корсаков» размещена в разделах
- активизировать учащихся к познавательной деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к музыке;
- воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку.
Тип занятия: получение новых знаний
Вид занятия: беседа
Форма занятия: групповая
Оборудование: ноотбук, проектор, презентация, нотки.
ПЛАН занятия:
I. Организационный момент:
Приветствие.
Психологический настрой.
II. Вводная часть:
Обозначение учащимися темы занятия.
III. Основная часть:
Беседа. Просмотр презентации, прослушивание музыкальных записей.
IV. Итог занятия.
Рефлексия (нотки).
Ход ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент:
Приветствие.
Прослушивание музыкальной записи.
Кто сможет сказать о чём мы поговорим сегодня?
Правильно о музыке.
II. Вводная часть:
Сегодня мы познакомимся с творчеством композитора, педагога, дирижёра, музыкального критика и морского офицера Н. А. Римского-Корсакова.
III. Основная часть:
Николай Андреевич родился 18 марта 1844 года в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии.
Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков— служил некоторое время новгородским вице-губернатором;
Мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная.
Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования.
Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.
Игре на фортепиано его начали обучать дома — в 6 лет. Ему нравилась церковная музыка; также — русские народные песни и музыка из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. В 11 лет он начал сочинять музыкальные произведения.
В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус.
В 1858 году страсть к музыке развилась: появился интерес к музыке Бетховена, Моцарта, Мендельсона, Михаила Глинки. «Я был 14-ти летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё», как вспоминал он позднее.
И с осени 1859 года, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле.
В 1861 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.
Морской корпус был окончен с отличием весной 1862 года.
Когда в 1861 году Ф. А. Канилле познакомил Николая Римского-Корсакова с Балакиревым он сразу стал членом Балакиревского кружка «Могучая кучка», оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора.
Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония. По словам самого Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах. В начале 1862 года была написана первая часть Первой симфонии.
В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Служба на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Первой симфонии (конец 1862 года, после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.
Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки.
По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за сочинительство.
Музыкальная опера «Садко» (1869) стала этапным произведением Римского-Корсакова.
Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.
Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»).
В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях.
ОПЕРА «САДКО» (запись).
С 1870-х годов расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова :
он был профессором Санкт-Петербургской консерватории,
инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884,
директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881,
Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе: Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.
дирижёром симфонических концертов (с 1874, а позже и оперных спектаклей,
помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894).
В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.
В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве.
В 1880-х годах большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаё т свои известнейшие симфонические сочинения: сюиту «Шахерезада».
Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность:
• Кощей Бессмертный
• Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
• Золотой петушок
• Ночь перед Рождеством
• Садко
• Моцарт и Сальери
• Царская невеста
• Псковитянка
• Майская ночь
• Снегурочка ОПЕРА «Снегурочка» (запись).
• Сказка о царе Салтане
Умер в усадьбе Любенск, близ Луги (Санкт-Петербургская губерния).
Похоронены вместе с женой.
Надежда Николаевна Пургольд (1848—1919) – пианистка, композитор, музыковед.
Они воспитали 5 детей (2 детей умерли не дожив до 5 лет).
Михаил Николаевич (1873—1951) — зоолог-энтомолог, лесовод.
Софья Николаевна (1875—1943) — певица.
Андрей Николаевич (1878—1940) — музыковед, редактор, доктор философии.
Владимир Николаевич (1882—1970) — титулярный советник, альтист Мариинского театра.
Надежда Николаевна (1884—1971).
Мария Николаевна (1888—1893).
Святослав Николаевич (1889—1890).
После себя он оставил богатое наследие:
• сборники обработок народных песен (40 и 100 песен)
Книги
• Летопись моей музыкальной жизни
• Практический учебник гармонии
• Основы оркестровки
Ему установлены памятники, созданы музеи.
В его честь названы улицы, его имя присвоено музыкальным учреждениям.
Выпущены почтовые марки.
IV. Итог занятия.
Рефлексия (нотки). На доске располагаются нотки. Дети выбирают нотку и отвечают на вопросы, которые написаны на нотках.
Год рождения Римского-Корсакова?
Место рождения?
Со скольки лет занимается музыкой?
Со скольки лет сочиняет музыку?
Первый пианист у которого юноша брал уроки?
Назвать оперы композитора.
Кто повлиял на творчество юноши?
Что напоминает о творчестве Римского-Корсикова?
Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца.
Г. Гауптман