Татьяна Васюта
Нежный возраст: психологические особенности и основные потребности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация педагога-психолога для родителей.
1. Организационный момент
2. Знакомство: каждый участник представляется группе так, как если бы о нём рассказывал его ребёнок. Ожидания от встречи
3. Информационный блок
Старший дошкольный возраст – это время активного развития.
Темочки:
Ребёнок активно познаёт окружающий мир, задаёт много вопросов, сам формулирует ответы или создаёт версии. Тип мышления – наглядно-образное. Это значит, что процесс мышления осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности. В этом возрасте детей интересует окружающая действительность, а также различные природные и социальные явления, нравственные нормы.
Что касается физиологической зрелости мозга нормотипичных детей, то мы видим, что к 6 годам многие области головного мозга находятся в стадии созревания. Область мозга, отвечающая за речь – незрелая, но продолжает быстро развиваться у детей вплоть до 10 лет. Жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.
Ошибки для развития ребёнка с точки зрения психоневрологов и психиатров:
- обучение вместо игр и спорта
- преждевременное начало школьного обучения
- завышенные требования к ребёнку
Помимо окружающей действительности дети начинают активно осваивать мир отношений и чувств, ролей и сюжетов. В это время ребенок вбирает в себя культуру общества, в котором живёт - культуру социальных связей. Поэтому самое интересное и важное для него теперь – люди и отношения.
В возрасте 5 + дети постепенно разворачиваются к другим людям, начинают интересоваться их желаниями и состояниями. Делают первые попытки поставить себя на место другого человека. Эта способность понимать, чувствовать состояние другого человека называется эмпатией. И она имеет огромное значение для выстраивания гармоничных отношений с другими людьми. Не менее важна и способность к рефлексии – умение распознавать свои собственные чувства и потребности, умение говорить о них. Такая способность является одним из признаков психологического благополучия человека. Эмпатия и рефлексия – важные составляющие эмоционального и социального интеллекта, а они определяют качество жизни человека намного больше, чем академическая успеваемость. Способность ребёнка к эмпатии и рефлексии развивается в спокойной, безопасной семейной обстановке, в непосредственном живом общении с родителями. Так что лучший вклад в будущее ребенка – большой объем разнообразного и живого общения со всеми членами семьи.
Ребенок 5 – 6 очень уязвим, полностью открыт, чувствителен и доверчив. Родители для него не просто любимы – они обожаемы и прекрасны. Мама самая красивая, папа самый сильный, дети в этом возрасте очень хотят нравиться родителям, соответствовать их ожиданиям, выполнять правила, быть «хорошими», послушными. Понимая потребности возраста, можно лучше понимать и поведение ребенка. Как ни странно, дети в этом возрасте врут чаще всего из страха, что их поведение не понравится взрослым, а им очень важно быть «хорошими».
Из возраста 5-6 лет стартуют практически все детские неврозы: тики, фобии, заикания. Дети этого возраста тяжело переживают конфликты в семье, разводы, потери, болезни и смерти родных. Они живут чувствами, но осмыслить, найти объяснения, взвесить плюсы и минусы, они не могут, они просто глубоко страдают.
На возраст 5-6 лет приходится пик детских страхов, поскольку фантазия, образное мышление развиты уже очень хорошо, а критичность, логика – еще нет. Поэтому монстр под кроватью очень реален, и скелет в шкафу тоже. Особенно уязвимы дети чувствительные, с хорошо развитым воображением. Они переживают страх очень ярко, мучительно, при этом обычно достаточно умны и понимают, что их страх неразумен. И часто стесняются рассказать родителям о нем, мучаются в одиночку. Если родители не готовы отнестись к детскому страху сочувственно, предпочитают стыдить ребенка или отмахиваться от «выдумок», он оказывается заперт со своими чудовищами наедине. И иногда ребенок и рассказать боится, потому ему кажется: стоит начать говорить, и страх оживет. Некоторые дети годами живут в состоянии такой эмоциональной пытки, не получая никакой помощи, а их семьи даже не догадываются о происходящем.
Пик страхов связан еще и с тем, что в это время ребенок открывает для себя, что люди смертны, что сам он когда-нибудь умрет, и его родители тоже. Причем будущая смерть родителей обычно пугает гораздо больше, чем собственная, ведь ребенку сложно представить, что к тому времени у него, скорее всего, будет своя семья и дети, ему кажется, что он останется совершенно один. Каждая семья сама решает, что отвечать ребенку на вопросы о смерти, в зависимости от своего мировоззрения, веры, представлений. Но важно, чтобы чувства ребенка были замечены и приняты, ведь по сути это первое в его жизни столкновение с угрозой, перед которой, оказывается, бессильны даже родители. Если взрослые торопливо переводят разговор, отделываются пустыми словами вроде «Не бери в голову, никто не умрет», ребенку становится еще страшнее – ведь сами родители явно боятся.
Кризиса осознания смертности не стоит избегать, пережить первую встречу с экзистенциальным ужасом лучше с поддержкой любящих взрослых.
Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Но современный мир отнимает у детей эту важную для гармоничного развития деятельность. И сегодня главная задача в воспитании детей – создать условия, которые будут оберегать пространство и время для игры. Для этого взрослым важно понимать пользу игры для развития:
• Игра – это место зарождения личности, в ней происходит психологическое рождение собственного «я». Игра – это не вкладывание информации в ребенка, это выявление его идей, намерений, предпочтений, желаний и устремлений. Игра дает детям возможность выражать себя, невзирая на нехватку слов и знаний. Игра выводит ребенка из зависимости от взрослых и раскрывает желание дерзать, делать открытия или постигать свои переживания.
• Когда дети играют, их мозг формируется за счет взаимодействий с окружающей средой. Больше всего на сложность строения мозга влияет количество часов, проведенных в игре. Моторные, перцептивные, когнитивные, социальные и эмоциональные области мозга интегрируются или взаимодействуют друг с другом, когда ребенок играет. Выстраиваются сложные нейронные сети, которые становятся основой для способности решать проблемы, необходимой в школе и во взрослой жизни. Навыки критического мышления, коммуникации, речи, самовыражения и познания развиваются с помощью игры. Кроме того, именно в игре есть больше всего возможностей для выражения творческих способностей.
• Игра дает детям возможность безопасно выражать глубокие эмоции. Это нужно для приведения в равновесие эмоциональной системы, которая обычно оказывается сильно возбужденной в течение дня. Также игра содействует эмоциональному развитию благодаря тому, что помогает ребенку постигать свой внутренний мир, делая его видимым. Специалисты по детскому развитию связывают недостаток игры с тревожностью, проблемами с вниманием и депрессией у маленьких детей. Кроме того, нехватка игры в дошкольные годы связана с эмоциональными и социальными проблемами во взрослом возрасте.
Учителя математики отмечают, что в среднем способность к логическому, абстрактному мышлению у современных детей развивается на год-два позже, чем у их сверстников предшествующих поколений. Весьма вероятно, что это связано как раз с дефицитом свободной игры. У детей она вытеснена развивающими занятиями, засильем в их жизни телевизора, фильмов и компьютерных игр.
4. Практическая часть
Иногда нас, родителей, не устраивает то, что дала природа нашему ребёнку, или мы не желаем признавать, что для некоторых умений и навыков ещё не наступило время.
Символ отношений родителей к ребёнку: родилось яблочко, а мы хотим банан. «Доращиваем» нужное и отсекаем у ребёнка его собственное. Что остаётся от ребёнка тогда?
В этом случае в отношениях между ребёнком и родителем может распуститься черный цветок неприятия. Как мы не принимаем ребёнка? Что такого мы делаем, что ребёнок чувствует себя непринятым? И что тогда чувствует ребёнок?
В таком отношении к ребенку – причины детской нервности и трудностей в поведении.
А как мы принимаем ребёнка? Что говорим и что делаем в этом случае?
На самом деле дети растут, учатся и развиваются не потому, что мы их тянем за уши, а просто потому, что они дети. В них это заложено. Для того, чтобы ребенок хотел все знать, не нужны специальные методики, ему просто должно быть интересно и нестрашно. Для ребёнка это когда родители его любят, когда они рядом, когда он для них хороший. Когда есть разумные правила и ограничения. Когда дом – это место отдыха и расслабления. Когда родители общаются с ребёнком из позиции взрослых, а не растерянных детей.
Основной закон детского развития сформулировал Гордон Ньюфелд: «Развитие происходит из точки покоя».
5. Ответы на вопросы.