Наталья Лаврова
Конспект занятия «Воздух невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и закрепить знания детей о воздухе.
2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
4. Учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать интерес к исследовательской деятельности
Публикация «Конспект занятия „Воздух невидимка“» размещена в разделах
2. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память, любознательность
3. Устанавливать простейшие связи, закономерности, делать выводы;
Воспитательные:
1. Воспитывать экологическую культуру.
2. Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, заучивание стихотворений о ветре, чтение сказок, беседы по рассматриванию картинок с различными видами работ учёных в лаборатории, рисование на тему ''Как человек использует воздух".
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, ученые, прозрачный, лёгкий, невидимый, опыты.
Оборудование: трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики с водой, полиэтиленовые пакеты, мыльный раствор, соломки, фольга, бутылочки, 3 веера, халаты, шапочки;
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас будет очень интересное занятие. Мы с вами будем изучать загадочное вещество. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками.
Загадочное вещество: Ой, можно я вас перебью?
Здравствуйте дети и гости!
Дети: Здравствуйте!
Загадочное вещество: Дети, я подслушал, что у вас сегодня будет очень интересное занятие. Вы будите изучать загадочное вещество. Я тоже загадочное вещество.
Дети, а вы меня видите?
Дети: Нет
Загадочное вещество: А теперь посмотрите вокруг себя, видите меня?
Дети: Нет
Загадочное вещество: Дети, попробуйте меня поймать своими руками.
Дети пробуют поймать загадочное вещество
Загадочное вещество: Ой, ой, щекотки боюсь. Ну, поймали?
Дети: Нет
Загадочное вещество: Так кто же я такой? Как вы можете меня назвать, одним словом?
Дети: Невидимка
Загадочное вещество: А теперь отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Дети: Воздух
Загадочное вещество: Правильно, я воздух. Обо мне и пойдёт речь на сегодняшнем занятии. Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего он нужен? Вам в этом поможет разобраться ваш воспитатель. А я желаю вам успехов и хорошего настроения. До свидания!
Опыт №1 «Без воздуха не прожить»
Воспитатель: Чтобы ответить на эти вопросы, давайте мы с вами проведём эксперимент
Зажмём нос и рот. Как мы себя чувствуем?
Дети: Мы себя чувствуем плохо. Не хватает воздуха.
Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Правильно. Почему мы проветриваем группу, музыкальный зал?
Дети: Чтобы мы могли дышать свежим воздухом.
Кто-нибудь из вас видел воздух? Он невидимка. Он повсюду: вокруг нас, внутри нас, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Ребята, как вы думаете, кто знает о воздухе больше всех?
Дети: Учёные
Воспитатель: А где работают ученые?
Дети: В лаборатории
Воспитатель: А вы хотите стать учеными и посетить нашу лабораторию?
Дети: Да
(Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории).
Воспитатель: В лаборатории все работают в халатах, давайте с вами наденем халаты, шапочки и отправимся в лабораторию.
(Дети с воспитателем идут в лабораторию)
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воздухе?
Дети: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами проведем опыты и пройдё м к столу:
Опыт №2 «Поиск воздуха»
Задача – обнаружить воздух.
Воспитатель: Что вы видите на столе?
Дети: Стаканчики с водой и коктейльные трубочки.
Воспитатель: Возьмите каждый по трубочке и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что выходит из воды вместе с пузырьками?
Дети: Воздух
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?
Дети: Мыльные пузыри
Воспитатель: А вы хотите пускать мыльные пузыри?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: Воздух
Воспитатель: Конечно, воздух!
Опыт № 3 «Надувание мыльных пузырей».
Задача: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Воспитатель: Давайте вместе с вами подойдём к столу и попробуем их надуть
(Каждый ребенок надувает свой пузырь)
Воспитатель: Почему надувается и лопается мыльный пузырь? В каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится много, и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку.
Воспитатель: Скажите, а мы с вами воздух видим?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы его сможем?
Дети: Нет
Воспитатель: А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?
Дети: Да
Воспитатель: Но, сначала давайте немного отдохнём. Выходите на разминку.
Физкультминутка (под песню А-Студио «Гимнастика»)
Опыт № 4 «Что в пакете?»
Задача – выявить свойства воздуха : невидим, без запаха, не имеет формы.
Воспитатель: Дети, а теперь я предлагаю пройти к следующему столу. Что мы видим на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты
Воспитатель: Возьмите эти пакеты в руки. Какие они?
Дети: Пустые, тонкие, плоские
Воспитатель: Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните через рот этот воздух в пакет, а потом закрутим наш пакет. Посмотрите, пакет стал упругим, плотным.
Почему он стал таким? Что заполнило пакет?
Дети: Воздух
Воспитатель: Да, конечно же вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он заполняет ёмкости.
Дети, а почему мы не видим воздух?
Дети: Он прозрачный
Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный. А что ещё прозрачное?
Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка.
Воспитатель: Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, Зато мы можем его почувствовать. (берет веер и машет) Что чувствуете?
Дети: Ветер
Воспитатель: Ветер- это движение воздуха. Ветер легко увидеть, когда он дует, качаются ветки деревьев.
Воспитатель: Давайте вспомним стихи поэтов о ветре.
(Дети читают стихи Марина Андреева-Доглядная «Воздух», Татьяна Шорыгина «Воздух»)
Рефлексия
Презентация «Воздух – невидимка»
Воспитатель: О чём мы сегодня говорили на занятии? (о воздухе). Что интересного мы с вами узнали о воздухе? Какой он? (невидимый, прозрачный, лёгкий, без запаха, бесцветный, нужный для жизни). Что вам понравилось больше всего на занятии?
В чём вы испытали трудности? В чём вам было легко на занятии? А вам хотелось бы узнать ещё что-то новое о воздухе?
Ребята, а я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет- любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Правильно! Это воздушный шар! Держите ваш сюрприз. А сейчас давайте с вами попрощаемся с нашими гостями и пройдём в группу.