Папки-передвижки

Нетрадиционные виды творчества в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Людмила Букаева
Нетрадиционные виды творчества в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционные виды творчества в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Букаева Людмила Николаевна

Воспитатель ГБУ ЦСПР «Семь-Я»

Департамента труда и социальной

защиты населения г. Москвы

У детей с ТМНР отмечается умственная отсталость в умеренной или тяжелой степени, которая сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы в различной степени тяжести. У них отмечаются грубые нарушения речи и коммуникации, сенсорной сферы, общей и мелкой моторики, а также саморегуляции поведения и деятельности.

Публикация «Нетрадиционные виды творчества в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах

Перечисленные дефициты у детей с ТМНР приводят к ограниченности их жизненного опыта, недостатку эмоционально-волевой сферы и поведения. Данная категория детей не испытывает потребности в познании, у них отмечается отсутствие интереса, внимания к окружающему миру.

В коррекционной работе с детьми с особенностями развития отводится значительное время рисованию, лепке, ручному труду как продуктивному виду деятельности. В процессе изобразительной деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребенка: зрительного, слухового, пространственного восприятия.

У детей с ТМНР возникают трудности в изобразительной деятельности. Даже самые простые изображения с помощью традиционных средств рисования таких как карандаш, фломастер, кисти вызывает у детей значительные трудности. Использование нетрадиционных техник предоставляет большие возможности для выражения детьми разнообразных эмоций, проявления элементов творчества.

К достоинствам нетрадиционных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств. Как показывает практика, самая важная необычность нетрадиционного рисования состоит в том, что оно позволяет детям быстро достигать желаемый результат. Многие виды нетрадиционного творчества способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук, способствуют ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне, в которой происходит творческий процесс.

На практике использую различные нетрадиционные техники рисования : пальчиками, ладошкой, шариками (стеклянными, металлическими, воздушными, донышком пластиковой бутылки, пластмассовыми вилками, скотчем, нитками, разными видами бумаги, тычками и т. п.

В работе решаю задачи :

*стимулирование положительных эмоциональных реакций (удовольствие, радость);

* получение детьми новой сенсорной информации;

* развитие целенаправленной деятельности и интереса к её результатам;

* воспитание положительного отношения ребенка к сотрудничеству со взрослыми и детьми;

* способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Хочется поделиться опытом работы по использованию индивидуальных панно (планшетов). Их любят все дети, но особым успехом они пользуются у слабовидящих детей.

Основой панно может быть магнитная доска или фланелеграф. Имеющиеся в продаже магниты разнообразных форм, цветовой гаммы, тематик (овощи, фрукты, животные) позволяет создать настольную картину. В качестве магнитной доски можно использовать любую металлическую поверхность, безопасную для ребенка. К сожалению, эти коллажи недолговечны, дети их быстро разбирают. Дети с некоординированными движениями рук часть непроизвольно сдвигают магниты. К несомненным плюсам магнитных коллажей можно отнести доступность, простоту использования и возможность предоставить их для свободной деятельности.

Использовались фланелеграфы из ворсистой фланели, натянутой на плотную поверхность. Ко всем объемным деталям нужно прикрепить «липучки», которые позволяет деталям держаться на поверхности фланелеграфа.

Наиболее удачным в работе оказался планшет с липкой поверхностью. Для его изготовления использовались: рамка с бортами (крышка от коробки, скотч (цветной как фон и двусторонний). Борта и дно крышки заклеиваются цветным скотчем, на него наклеивается двусторонний.

Для коллажей используется разный по тактильным ощущениям материал: фетр, фольга, бумага, ткани, ленты, цветные ватные шарики, вырезанные из цветного поролона шарообразные формы (диаметр 3 см, ватные диски, толстые коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета. Фактура материала может помочь созданию рельефной наглядности, ощущения рукой очертания предмета.

При создании панно важно учитывать моменты:

* четкое выделение общего контура изображения (рамка с бортами);

* усиление цветового контраста (применять яркие и контрастные цвета);

* учитывать остроту зрения, от этого зависит размер панно и объектов композиции;

* выделение контуром или контрастным материалом главного изображения (дерево, ёлка-фетр, фон-скотч).

При выборе сюжета панно необходимо учитывать жизненный опыт, интересы детей, время года.

Самые доступные темы коллажа: листопад, ковер из разноцветных листьев, упавшие с яблони на землю яблоки, цветочная поляна, аквариум, дождик и т. д.

Для освоения пространства панно главный композиционный прием – хаотичность, разбросанность художественных объектов: листиков, снежинок, цветочков и т. д. Располагая их на поверхности, ребенок осваивает протяженность пространства, его объём. Эта работа помогает перейти к сюжетам с локализацией предметов в определенном замыслом месте: «Идёт дождь – капельки собираются в лужицы», «Цыплята рядом с мамой-курицей», «Яблоки на яблоне или в корзине» и др. Если ребенок уже освоил 2 типа композиции (хаотичное расположение и группировка вокруг центра, можно предложить более сложное задание – украсить изображение какого-либо предмета: новогоднюю ёлку, шапочку для куклы. Это сложное задание: ребенок использует ограниченное пространство, ему приходится действовать в границах контура предмета – ёлочки или шапочки. Поэтому изображения должны быть крупными.

Главное в работе – заинтересовать ребенка предстоящей работой, зарядить эмоционально. Вам помогут песенки, игры, стихи, сюрпризы (например, появление игрушки). Сюрпризный момент может быть лирическим, веселым, загадочным, но непродолжительным. Для изображения дождя можно использовать металлофон, ритмические стихи, песенки. Педагог показывает ребенку синие поролоновые шарики: «Смотри, какая капелька. Кап!» - прикрепляете шарик на клейкую поверхность. «А где твоя капелька?».

Если ребенок не может повторить действие, оно выполняется его рукой. С детьми с нарушением зрения взрослый берет руку ребенка и вместе обследует объект. Чем ниже острота зрения, тем больше времени отводится на осязательное обследование предмета. Темп занятия – медленный. Затем берут предмет и накладывают его на фон. Постепенно ребенку предоставляется возможность делать это самостоятельно.

А ещё можно поиграть так. Ярким платочком накрывается большое игрушечное яйцо, где лежат желтые поролоновые шарики-«цыплята». Ребенок будет в восторге, когда сдёрнет платочек, откроет яйцо и оттуда «побегут цыплята» : «Цыплята вышли погулять, свежей травки пощипать!». Подуйте на шарики - «цыплята» разбегутся в разные стороны. Вместе соберите шарики в кучку, приговаривая: «Иди, цыпа». А затем подуйте вместе.

Раз от разу предоставляя ребенку самостоятельность, вы поддерживаете в нём чувство уверенности в своих силах. Затем положите шарики рядом с панно. Возможно ребенок самостоятельно разместит их на панно «Жё лтые цыплята пищат: пик-пик-пик! Разбежались по поляне. Как красиво ты сделал!». Если ребенок не сможет, то делаем это совместными действиями. Эмоциональное отношение взрослого подчеркивает значимость того, что ребенок сделал.

Когда ребенок уже сам может расположить по всему листу разбежавшихся цыплят, капельки дождя, снежинки, творческую задачу усложняем. «Цыплята увидели маму-курочку и прибежали к ней» (курочку заранее поместим на панно). По такому принципу собираем из капелек лужицы. Можно оживить сюжет, вырезав фигурку ребенка из фото. Получается настоящая сюжетная картинка с узнаваемым главным героем. Ребенок всё полнее и свободнее осваивает пространство панно. Можно помочь ему, придумав сюжеты, в которых предметы нужно располагать внизу, вверху, то у одного, то у другого края. «А где солнышко? Здесь, вверху. А внизу – зеленая травка».

Следующий этап освоения пространства листа – украшение предметов. Меняется сам принцип расположения предметов, сужаются рамки возможных действий. Это требует от ребенка определенной организации внимания, а также опыта владения пространством листа. Можно украсить новогоднюю ёлочку. Заготовьте силуэт ёлочки (из зеленого скотча) и разнообразные украшения: разноцветные ватные, поролоновые шарики-огоньки, макароны-хлопушки и др. Напевая новогоднюю песенку, восхищаясь красотой ёлочки, начинаем украшать её. Каждый раз стихи и песенки меняем. Благодаря художественному слову и предыдущему опыту (эмоциональному и практическому) образ новогодней ёлки снова возникнет у ребенка.

Если вы заметили, что ребенок уже в состоянии проявить самостоятельность, можно обратить его внимание на «ёлочную игрушку», которая «упала» с ветки. Пусть он сам исправит это недоразумение. В следующий раз предложите на выбор более широкий набор украшений. Расширяя круг художественных материалов, предлагая самостоятельно выбрать украшения, взрослый создает условия для первоначального экспериментирования.

Предлагая ребенку разные основы для создания коллажа (планшет, магнитную доску, фланелеграф, разнообразные изобразительные средства (поролон, фетр, вату, магниты, ткань, каштаны и т. д., мы обогащаем его чувственный опыт, даем возможность экспериментирования с различным материалом, тем самым создавая предпосылки для развития творческого воображения.

Самое важное – соблюдать последовательность освоения сюжетов – от простых к более сложным.

Если ребенок начинает делать самостоятельно то, что ещё недавно вы делали только вместе, смело предлагайте ему задания посложней, с которым вы совместно справитесь с большим успехом.

Своевременное уменьшение вашей активности в творческой деятельности не означает, что вы оставляете ребенка одного, вы всегда рядом, ваше внимание, одобрение, вопросы помогают ему организовать свои действия, поддерживают интерес и желание создавать красоту.

По результатам работы можно отметить, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных видов творчества, они проявляют заинтересованность. Можно также проследить динамику в эмоциональном состоянии детей: преобладал положительный эмоциональный фон, ребята были активны, внимание становилось устойчивее во время занятия, отмечалось принятие простых инструкций, проявлялись элементы самоконтроля. Дети демонстрировали свои успехи воспитателям, мамам, проявляли желание ещё поработать в подобной технике.

Таким образом, использование нетрадиционных видов творчества способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы детей с особенностями развития в целом.

Литература:

1. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники и планирование, конспекты занятий». – М. : «ТЦ Среда», 2009.

2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2.» - М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. А. В. Никитина «Нетрадиционные рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. ; КАРО, 2007.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Методическая разработка «Мастерилка. Нетрадиционные виды детского творчества» Пояснительная записка. Представленная вашему вниманию методика разрабатывалась и реализовывалась на практике в течение нескольких лет. Сначала,.

Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речиПесочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи. Современные условия развития образовательных процессов дали толчок к поиску.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Театрализованная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. Виды театровТеатрализованная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. Виды театров Вся жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша говорить, брать на себя.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные виды творчества в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 12:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные виды творчества в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Букаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД