Ирина Ворфоломеева
Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"
В. А. Сухомлинский[/b]
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 1 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать паять, восприятие, мышление, внимание.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии» размещена в разделах
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Все факторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия ученными взаимосвязи рук и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: "Ладушки - ладушки", "Сорока - белобока", "Мальчик - пальчик" и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М Кольцовой, являются "мощным средством" повышения работоспособности головного мозга.
Все ученые, изучавшие психику детей, так же отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Работая в группе детей с ограниченными возможностями, я столкнулась с тем, что у большинства детей очень слабые пальчики, нарушена координация движения рук. У некоторых ребят не сформированы даже элементарные навыки самообслуживания: они не умеют одеваться и раздеваться, застегнуть пуговицы, не могут повторить простые движения рук при умывании и вытирании полотенцем. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, у них очень слабый нажим, для этих ребят очень трудная задача - разломить кусочек пластилина и размять его. Пальчики рук плохо работают по отдельности, в основном они сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют вместе. У детей наблюдается не полная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Важной задачей нашей работы стало развитие мелкой моторики у детей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Для этого в группе создается необходимая предметно - развивающая среда, с помощью родителей и изготовляются своими руками различные игры и пособия для развития мелкой моторики наших малышей.
Для более эффективной работы мы оборудовали специальный уголок, в котором имеется достаточный материал для решения этой проблемы : различные вкладыши, пирамидки, матрешки, разнообразные "Шнуровки", "Пазлы", "Выложи узор" (из разного вида мозаик, "Собери бусы", "Волшебные пуговицы", и многое другое. Постепенно содержание уголка меняется, цели и задачи игр усложняются.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считаем, что все игры и упражнения, которые мы проводим с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а так же доставляют им радость и удовольствие.
В нашей группе уже стало традицией, что несколько раз в день педагоги проводят с ребятами пальчиковую гимнастику. Детям очень нравится проговаривать небольшие забавные стихотворения и выполнять разнообразные упражнения. Очень хорошо помогает пальчикам детей быть сильными и ловкими застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, "молний", липучек, крючков и др.
Любимое занятие наших ребятишек - складывание картин из деталей пазлов, складных кубиков. При этом у детей развивается зрительное восприятие, формируется целостность образа. Из линолеума вырезали плоскостные фигуры, имеются различные трафареты - предлагаем детям обводить, заштриховывать, раскрашивать. Развивающую среду нашей группы дополняют различные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярны у детей разные виды настольных театров. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Персонажи двигаются, поворачиваются, кланяются, благодаря работе детских пальчиков.
Очень эффективен массаж детских рук с помощью палочек, шишек, мячей -"ёжиков". Плавно гладя шипы - "колючки", ребята успокаиваются. При подготовке детей к школе используем тетради - штриховки. В них даем детям специальные графические упражнения - проведение различных линий, штриховка, обводка контуров, раскрашивание предметов и т. д. Наш опыт свидетельствует о том, что работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму. Очень нравится будущим первоклассникам выкладывание рисунков из счетных палочек.
Нашим малышам очень нравится вышивать шнурками на досточках от мозаик, заниматься играми со шнуровкой, собирать на нитку крупные бусы, пуговицы.
Не менее интересным и полезным для развития пальцев рук занятия с использованием бумаги. Много картинок вырезаем из журналов и создаем разнообразные коллажи. Рвем бумагу на мелкие кусочки, скатываем из салфеток маленькие шарики, мнем, сворачиваем, разворачиваем, все эти упражнения не только помогают пальчикам, но и имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупе (горох, рис, манка, гречка и т. д) мы нашли не только в мозаике, но и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра "Золушка" (дети перебирают перемешанную крупу, "Рисунок на крупе".
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствует так же различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, и т. д). В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Мы организовали уголок по продуктивной деятельности. Дети в любое время могут взять необходимые материалы и заниматься любимым делом. Такая целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует развитию коммуникативных навыков, формированию психических процессов, интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - помогает сохранять физическое и психическое здоровье наших детей.