Любовь Чуборева
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР д/с№2 «Журавушка» Чуборевой Любовь Мироновны.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия ребенка. Рисование присутствует в жизни ребенка во всех видах деятельности.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Нетрадиционное рисование позволяет детям отойти от привычной формы занятий, позволяет получать удовольствие от своей работы. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, создавать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Учитывая вышесказанное, я организовала работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.
Цель моей работы – развития творческого потенциала детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Изучив работы авторов:
И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»;
А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»;
Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками».
Задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Сформировать у детей технические навыки рисования. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
3. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
4. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Развивать творческое мышление.
5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный- ознакомительный.
Изучение и анализ методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Разработка содержания проекта:
«Нетрадиционные способы рисования для малышей»
2. Репродуктивный-основной:
Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
Формирование навыков художественной деятельности детей дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3. Заключительный – итоговый:
Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
Презентация проекта на различных уровнях.
Срок реализации проекта 4 года по группам
Участники проекта Дети; педагоги; родители.
Целевые ориентиры для детей :
1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности. 2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно- двигательной координации. 4. Совершенствуются разнообразные способы рисования предметов и явлений окружающей действительности.
Целевые ориентиры для родителей:
1. Овладение соответствующими техническими умениями и навыками рисования. 2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.
3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации ребенка.
4. Приобретение навыков творческой деятельности.
5. Правильная оценка творчества ребенка.
Для педагогов:
1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала. В повседневной жизни внутри группы внедрение нетрадиционных методов рисования в НОД и проектную деятельность детей. 2. Повышение профессионального мастерства педагогов, через овладение различными техниками рисования, самообразование, саморазвитие. 3. Сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей посредством работы по проектам или творческих семейных работ (заданий).
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками;
восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
Мною были использованы следующие средства рекомендованные программой
- совместная деятельность воспитателя с детьми,
- самостоятельная деятельность детей.
Методы: информационный словесный, практический.
Занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для групп согласно возрасту. Форма работы кружка индивидуальная, групповая.
Чтобы составить правильную оценки уровня развития художественно-творческих способностей использовала программы Комарова Т. С, Казакова Т. Г, Лыкова И. А, и другие.
Параметры мониторинга
-Художественно-эстетическое восприятие
-Проявление творчества
-Проявление инициативы
-Проявление самостоятельности
-Использование средств выразительности
-Освоение способов создания изображения
-Видение художественных образов
-Планирование деятельности
-Навыки и умение владения инструментами
По результатам педагогического мониторинга мы наблюдаем рост уровня знаний и умений детей в течение учебного года.
Вывод
Проанализировав результативность навыков и умений рисования по группам, занимающихся нетрадиционной техникой рисования, пришла к выводу, что наблюдается положительная динамика у детей подготовительной группы. Говоря о деятельности кружковой работы нельзя не сказать о результативности этой работы, эффективность которой по данному направлению подтверждают результаты педагогической диагностики.
Реализация программы «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» позволит разработать практическое пособия для педагогов ДОО по обучению детей нетрадиционным способам и приемам рисования.