ИРИНА БРАТЦЕВА
Нетрадиционные техники рисования как метод социально-личностного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
«Нетрадиционные техники рисования как метод социально-личностного развития
детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Братцева Ирина Александровна, место работы - МБОУ Школа 24 г. о. Самара, педагог- психолог.
Аннотация.
В статье рассматривается значение нетрадиционного рисования для социально-личностного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Также описывается роль нетрадиционного рисования как эффективного средства формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как метод социально-личностного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, арт - терапия, изотерапия, нетрадиционные техники рисования.
Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Стало необходимым включение детей с нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным развитием, однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение материала. В основном познания детей с ОВЗ ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений.
Для успешной подготовки детей с ОВЗ к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного и трудового развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Она открывает перед детьми много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для ребят.
К методам практической коррекции относится арт - терапия. Арт - терапия - это метод изменения состояния структуры мироощущения ребенка, посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики. Основная цель данной технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Существует огромное количество видов арт - терапии, одним из которых является изотерапия, которая наиболее удобна и допустима в дошкольном возрасте.
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации. Она применяется как при наличии психосоматических расстройств (Г. В. Бурковский, Р. Б. Хай - кин, так и личностных нарушений (А. И. Захаров, О. А. Карабанова).
Возможности изотерапии в практике работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:
- способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности;
- создает положительный эмоциональный настрой в группе;
- облегчает процесс коммуникации с социальным окружением;
- развивает чувство внутреннего контроля;
- снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
- эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития [5].
Изотерапия основывается на нетрадиционных техниках рисования, в которых в процессе игры ребенок открывает, что чудо может быть во всем.
Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Как известно, дети с ОВЗ часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.
• Рисование пальцами, ладошками.
Даже если дети никогда не рисовали пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок с ОВЗ, когда опускает палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Именно для этих детей игры с красками служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
• Рисование по - мокрому листу.
Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.
• Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.
Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.
Можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.). Данная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
• Рисование предметами окружающего пространства.
Рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, коктейльными соломинками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется.
При рисовании соломинкой происходит дыхательная гимнастика, что очень важно для развития детей с ОВЗ.
• Техника «Волшебный клубок»
Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть.
• Рисование штрихами. В процессе которой, дети легко проговаривают чистоговорки, скороговорки. Шаг за шагом, обучаясь изображать животных, птиц придавая им с помощью штрихов пушистость и объемность.
• Шипучие рисунки (опустить мелок в соленую воду и рисовать);
• Соленые рисунки (разноцветная соль);
• Ледяные рисунки;
• Экспериментирование с бумагой, мелом, льдом, солью, закрепление их основных свойств, заметно расширят представления детей об окружающем мире.
• Коллаж - выдувание, рисования мыльными пузырями.
Изготовление коллажей - это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Нужно отметить что, создавая изображение с помощью выдувания красок, рисование мыльными пузырями дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях.
Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Многие исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне, неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.
Применение нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ позволяет получить положительные результаты:
- создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
- обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами у детей с агрессивными проявлениями);
- преодолеваются страхи и застенчивость;
- улучшается эмоциональный настрой, снижается эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность;
- оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, развитие произвольности и способности к саморегуляции, уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования позволяет преодолеть перечисленные выше проблемы, способствует сохранению и укреплению здоровья детей с особенностями в развитии.
Список литературы:
1. Бородкина, Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет [Текст] / Н. В. Бородкина. - Москва: АСТ, 2011. - 159 с.
2. Копытин, А. И. Арт - терапия детей и подростков [Текст] / А. И. Копытин. - М. : «Когито - Центр», 2010. - 197 стр.
3. Лебедева, Л. Д. Практика арт - терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л. Д. Лебедева. - СПб. : Речь, 2008. - 256 стр.
4. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А. В. Никитина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2010. - 96 стр.
5. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ [Текст] / Т. А. Цквитария. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128 стр.