Мария Цветкова
Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования на основе модульного принципа планирования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38»
План самообразования
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования на основе модульного принципа планирования»
Выполнил воспитатель:
Цветкова М. С.
2024
Пояснительная записка
Актуальность
Как известно, всем детям нравится рисовать. Испытывая неподдельный интерес к творчеству, многие из них способны сами найти нужные способы. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся.
Особенно нравится каждому ребенку без исключения рисовать необычными материалами. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Обоснование выбора данной темы для углубленного изучения заключается в том, чтобы выйти за рамки основной программы и провести детей в мир творчества. Посредством ознакомления воспитанников с многообразием нетрадиционных техник рисования, их особенностями мы планируем раскрыть творческий потенциал каждого из них.
Быть человеком творческим, уметь нетривиально мыслить – важные качества современного человека, развивать которые важно уже в детстве. Интерес к нетрадиционному рисованию как способу развития творчества у детей нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Цель и задачи
1. Развитие творческих способностей - формировать у детей старшего дошкольного возраста уверенность в своих художественных навыках, стимулировать их к самовыражению через творчество.
2. Освоение нетрадиционных техник рисования - познакомить детей с различными нетрадиционными методами и приемами рисования, расширяя их представления о художественном творчестве.
3. Формирование эстетического восприятия - развивать у дошкольников чувство красоты, умение оценивать художественные произведения, формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству.
Задачи:
1. Обеспечение условий для творчества:
- Создать комфортную и вдохновляющую среду для детей, где они смогут свободно экспериментировать с разными материалами и техниками.
2. Проведение мастер-классов:
- Организовать занятия, на которых дети смогут освоить постаппликацию, печать, рисование с использованием природных материалов, выголовку и другие нетрадиционные техники.
3. Развитие моторики и моторных навыков:
- Уделить внимание упражнениям на развитие мелкой и крупной моторики, что поможет детям лучше управлять инструментами и материалами.
4. Стимуляция фантазии и воображения:
- Включить элементы игры и импровизации в процесс рисования, чтобы побудить детей к творческому мышлению и нестандартным решениям.
5. Создание коллекции работ:
- По мере завершения модулей организовать выставку детских работ, что позволит детям гордиться результатами своего творчества и оценить достижения своих сверстников.
6. Обсуждение и рефлексия:
- После каждой работы проводить обсуждение, на котором дети будут делиться своими впечатлениями о процессе и результатах, что способствует развитию навыков общения и критического мышления.
7. Вовлечение родителей:
- Организовать совместные мероприятия с родителями, чтобы вовлечь их в творческий процесс детей, укрепляя связь между домом и образовательным учреждением.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие творческих способностей:
- Дети смогут проявлять инициативу и оригинальность в своих художественных работах.
- Повысится уровень художественного самовыражения, дети будут уверенно использовать свои идеи и творческий потенциал.
2. Освоение нетрадиционных техник рисования:
- Дети освоят и начнут активно применять различные нетрадиционные техники рисования, такие как: аппликация, печать, рисование с помощью природы, коллажирование и т. д.
- Необходимость комплексного подхода будет осознана, что способствует более глубокому восприятию художественного процесса.
3. Улучшение моторных навыков:
- У детей наблюдается заметное развитие мелкой и крупной моторики благодаря работе с различными материалами (кисти, губки, пальцы, природные материалы).
- Развитие координации движений и способности точно управлять инструментами.
4. Формирование эстетического восприятия:
- Дети будут более чувствительными к красоте окружающего мира, смогут выражать свои чувства и эмоции через искусство.
- Умение оценивать произведения искусства, как свои, так и других, обсудить их и делиться мнением.
5. Повышение интереса к искусству:
- За счет интерактивных и творческих мероприятий возрастет интерес детей к рисованию и творческой деятельности в целом.
- Формирование позитивного отношения к искусству и желанию продолжать заниматься творчеством более активно в будущем.
6. Развитие социальных навыков:
- В процессе совместной работы над проектами дети научатся взаимодействовать друг с другом, слушать и учитывать мнения сверстников.
- Установление дружеских связей, развитие командной работы при создании коллективных работ.
7. Выражение эмоций и коммуникация:
- Дети научатся выражать свои эмоции и мысли через художественное творчество, что способствует улучшению их эмоционального интеллекта.
- Развитие способности работы в группе, обсуждения процессов и результатов, что улучшает коммуникативные навыки.
8. Позитивная самооценка:
- Успехи в творческой деятельности способствуют формированию позитивной самооценки и уверенности в себе.
- Признание и выставка работ будут способствовать гордости за свои достижения и вовлеченности в творческий процесс.
9. Активное вовлечение родителей:
- Установление более тесной связи между детьми и родителями через совместные творческие мероприятия.
- Повышение интереса родителей к творческому развитию своих детей и взаимодействие с образовательным процессом.
Эти результаты создадут прочную основу для дальнейшего творческого и художественного развития детей, способствуя их всестороннему и гармоничному развитию.
Этапы работы:
1 модуль-диагностический (2 недели сентября)
2 модуль- нетрадиционная техника набрызг, тычок, монотипия (сентябрь, октябрь, ноябрь)
3 модуль - нетрадиционная техника гратаж (декабрь, январь, февраль)
4 модуль- нетрадиционная техника батик (март, апрель, май)
5 модуль-итоговый (2 недели мая)
Планирование деятельности
Коли-чест-во заня-тий Тема занятия Задачи Формы работы
Методы и приёмы Материалы
Модуль 1 Диагностический. Сентябрь
1 Введение в мир искусства Познакомить с базовыми принципами художественного творчества
Показать детям связь между их чувствами и художественным выражением. Групповые
подгрупповые Листы бумаги, цветные мелки, карандаши, природные материалы (листья, цветы).
2 Освоение основ рисования Обучение рисованию с использованием разнообразных техник. Групповые
Подгрупповые
Наглядный, практическая деятельность Краски, кисти, зубные щетки, различные инструменты
Модуль 2. Нетрадиционные техники рисования (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
3 «Осенние листья» Развивать творческие способности детей
Познакомить с нетрадиционными техниками рисования (тычок,набрызг) Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные листья, акварельная бумага, зубные щётки, кисти, краски.
2 «Осень в лесу» научить передавать в рисунке осенние изменения в природе с помощью нетрадиционных техник (Тычок, набрызг) Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные листья, акварельная бумага, кисти, краски.
3 «Осенний букет». Исследуем текстуры с помощью тычка, набрызга
- Цели: Научить детей использовать технику тычка, набрызга для создания текстур.
Объяснение и демонстрация техники тычка, набрызга
Групповая,
Индивидуальная
Листья, акварельная бумага А3, зубные щётки, краски, губки, кисти, краски.
4 «Золотые деревья»
Монотипия –удивительная техника отпечатка
Цели: Знакомство с монотипией как методом живописи.
Объяснение принципа выполнения техники- монотипии Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные
обсуждение процесса Лист бумаги, акриловые краски, стекло или пленка для отпечатков.
5 «Осенний пейзаж»
Комбинирование техник – набрызг и тычок
Цели: Обучение сочетанию двух техник для создания уникальных работ.
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей Все предыдущие материалы.
6 «Воспоминания лета»
Монотипия с использованием текстурных элементов Цели: Развитие креативности при создании монотипий с уникальными текстурами
Создание отпечатки с текстурными элементами Игровой, наглядный, практическая деятельность детей Лист бумаги, акриловые краски, текстурные элементы (листья, сетки).
7 «Поздняя осень»
Набрызг с использованием различных
инстркментов Цели: Изучение эффектов набрызга с помощью разных инструментов.
Учить создавать выразительный образ осени.
Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Лист бумаги, краски, кисти, зубные щётки, пульверизаторы
8 Рисование по замыслу Тема природа в тычке
Цели:
Закрепление рисования в технике тычок
Создание работ в технике тычка с темой природы. Групповая,
подгрупповая
Лист бумаги, краски, губки, травинки и листья
9 «Осенние мотивы»
Вдохновение от природы в монотипии
Цели:
Закрепление рисования в технике монотипия
Создание монотипий, вдохновленных природой Обсуждение результатов и процесс творчества Лист бумаги, акриловые краски, изображения растений, цветы.
10 «Животные осенью»
Комбинированный подход Цели:
Закрепление умений использования в рисование техник тычок, набрызг, монотипия.
Обучение созданию работ с использованием всех трех техник. Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Все материалы от предыдущих занятий.
Итоговая выставка и рефлексия
3 модуль. Нетрадиционная техника гратаж (декабрь, январь, февраль)
11 «Ночные зарисовки из окна»
Введение в технику гратаж Цели:
Знакомство детей с техникой гратаж и её основами.
Объяснение, что такое гратаж (слой краски, который соскобляется для получения рисунка)
Демонстрация процесса: накладывание слоя пастели, затем соскобление.
Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Лист бумаги, черная пастель или восковые мелки, зубочистки или спички.
12 «Цвета радуги»
Исследование цветовой гаммы Цели: Научить детей использовать разные цвета в гратаже
Демонстрация, как накладывать несколько слоев восковых мелков разных цветов. Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Лист бумаги, восковые мелки разных цветов, инструменты для соскаобления.
13 «Первый снег»
Применение гратажа для создания рисунков на тему природы. Цели: Применение гратажа на тему природы Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Лист бумаги, восковые мелки, инструменты для соскобления
14 «Зимний лес»
Гратаж с использованием текстурных элементов Цели: Создание текстурированных работ в технике гратаж.
Демонстрация, как можно использовать текстуры в гратаже.
Создание фонового текстурированного слой с помощью текстурных элементов Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Лист бумаги, восковые мелки, текстурные элементы (фольга, ткани).
15 «По страницам сказок. Гратаж в абстрактном искусстве
Цели: Введение детей в абстрактное искусство с помощью гратажа
Обсуждение, что такое абстракция и как её можно выразить через гратаж.
Создание абстрактные формы с помощью гратажа.
Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Лист бумаги, восковые мелки, инструменты для соскобления.
16 Картина по зпмыслу
Гратаж с использованием статики
на гратаже.
Цели: Экспериментирование с созданием гратажей с эффектами статик
Создание элементов рисунка, используя статику (проводя линейкой по мелкам Индивидуальная
практическая деятельность Лист бумаги, восковые мелки, пластиковая линейка.
15 «Наши друзья»
Гратаж и изображение животных
Цели: Создание гратажей на тему животных
Выбор домашних или диких животных для изображения.
Рисование контуров животных и создание гратажных эффектов. Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Лист бумаги, восковые мелки, инструменты для соскобления.
16 «Зимний пейзаж» Цели: Создание коллажа с использованием гратажных техник
Создание основ для коллажа с помощью гратажа, добавляя элементы. Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Слайд – шоу с зимними пейзажами; силуэты деревьев, шаблон сугроба, палитры, белые листы, салфетки.
восковые мелки, элементы для коллажа (вырезки, изображения).
17 «Следы зверей в лесу» Развивать умение работать в коллективе;
Воспитывать чувство прекрасного при знакомстве с искусством.
(Граттаж) Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Затонированные листы бумаги А4, трафареты, зубочистки.
18 Итоговая выставка и рефлексия Цели: Подведение итогов, обсуждение изученного и оценка своего прогресса.
Организация выставки всех работ, созданных на занятиях. Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Позволяет детям постепенно осваивать технику гратаж, экспериментируя с цветами, текстурами и темами, а также развивать творческое мышление и самостоятельность в искусстве.
4 модуль- нетрадиционная техника батик (март, апрель, май)
19 Развлечение «Волшебный батик»
Введение в батик Цели: Познакомить детей с техникой батика и её историей.
Введение в историю батика: короткий рассказ о том, что это такое, о стране происхождения (Индонезия).
Обзор примеров работ: обсуждение цветов, форм и сюжетов.
Демонстрация основ работы: использование восковых мелков на ткани. Групповая,
Игровой, наглядный Примеры работ в технике батик, ткань (тонкий хлопок или шелк, восковые мелки
20 «Краски весны»
Основы цвета Цель: Изучение цветовой гаммы и сочетаний при работе с батиком
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционной техникой Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Ткань, акварельные краски, палитры, вода, кисти.
21 Рисуем натюрморт (овощи и фрукты) Цели: Создание натюрморта в технике батика.
Рисование контуров восковыми мелками и нанесение красок Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Ткань, восковые мелки, акварельные краски, предметы для натюрморта (фрукты, цветы)
22 Техника «Текстуры» Цель: Изучение текстур в батика. Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Ткань, краски, различные текстурные материалы (шнуры, губки, листы).
23 «Цветущий сад»
Природа в батике Цель: Создание работы на тему природы. Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Ткань, восковые мелки, акварельные краски, примеры работ на природную тематику
24 Сказочные миры Цель: Создание работы на тему сказок и фантазий Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Ткань, акварельные краски, восковые мелки
25 Коллаж элементов Цель;Создание коллажа с использованием элементов батика
Создать основу для коллажа, используя ранее выполненные работы батика.
Добавление новых элементов и деталей, использование разных техник. Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Ткань, обрезки цветной бумаги, клея, акварельные краски
26 Интерпретация известных произведений Цель: Создание работ по мотивам известных художников Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Примеры картин известных художников, ткань, акварельные краски, восковые мелки.
26 «Город будущего» Геометрические формы Цель: использование геометрических фигур в батике Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность кань, восковые мелки, акварельные краски, линейки
27 Итоговая выставка работ Цель: Подведение итогов и выставка работ детей.
Обсуждение того, что изучили, понравилось и запомнилось Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Все выполненные работы, место для выставки
5 модуль-итоговый (2 недели мая)
28 Батик и Гратаж. Цвет и текстура Цель: закрепить знания и умения детей в рисование техниками батика и гратажа, развивать их творческие навыки Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность кань (хлопок или шелк) для батика
- Восковые мелки разных цветов
- Акварельные краски
- Листы черной бумаги (для гратажа)
- Рельефные инструменты (палки, ножи для гратажа)
- Фартуки и бумажные полотенца
29 Набрызг и тычек. Создание абстрактного искусства Цель: Научить детей использовать техники набрызга и тычка, развивать художественное восприятие.
Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность - Листы бумаги (для набрызга)
- Краски (акварельные или гуашь)
- Щетки и пульверизаторы для набрызга
- Спонжи, ватные палочки для тычка
- Лотки для краски
- Фартуки
30 Итоговая выставка работ Цель: Подведение итогов и выставка работ детей.
Обсуждение того, что изучили, понравилось и запомнилось
Диагностика навыков использования нетрадиционных техник рисования Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность Все выполненные работы, место для выставки
Список использованной литературы
1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.
2. Микляева Н. В., Яремчук Г. А. Рисование, аппликация, лепка в детском саду. Традиционные и нетрадиционные приемы и техники / Н. В. Микляева, Г. А. Яремчук. – М. : АРКТИ, 2020. – 208 с.
3. Мещерякова С. Ю., Галигузова Л. Н. Художественно-эстетическое развитие детей. Методические материалы / С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова– М. : Русское слово, 2020.
Планирование деятельности
Этап / Содержание деятельности Сроки
I Подготовительный этап:
1. Изучение информационных ресурсов по теме.
2. Определение цели и задач работы над темой.
3. Прогнозирование результатов работы над темой.
4. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
5. Мониторинг индивидуального уровня развития детей на начало года. Сентябрь
II Основной этап: Сентябрь – май
«Путешествие в подводное царство» (монотипия)
«Осенний букет» (набрызг). Сентябрь
«Золотая осень» (монотипия).
«Осеннее настроение» (батик). Октябрь
«Волшебные цветы» (граттаж).
«Волшебные рыбки» (монотипия). Ноябрь
«Мир под водой» (батик).
«Белые медведи в пургу» (набрызг). Декабрь
«Зимний лес» (батик).
«Рыжие коты» (тычок). Январь
«Белоствольная берёза-символ Родины моей» (батик).
«Зимний пейзаж» (набрызг). Февраль
«Путешествие на северный полюс» (граттаж).
«Пейзаж у озера» (монотипия). Март
«Космические просторы» (граттаж).
«Букет сирени» (тычок). Апрель
«Радужные бабочки» (набрызг).
«Мастерская волшебных превращений» (техники на выбор) Май
Организация работы с родителями:
Анкетирование «Любит ли Ваш ребенок рисовать?». Сентябрь
Консультационный материал «Зачем детям рисовать». Ноябрь
Памятка «Учим нетрадиционно рисовать». Февраль
Семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования». Апрель
Оформление выставки детских рисунков для родителей. Май
Организация работы с педагогами: Май
Мастер-класс «Нетрадиционный метод рисования - батик. Техника холодного батика. Чудесный цветок». Январь
Доступ к личной методической копилке. Индивидуальные консультации по использованию нетрадиционных техник рисования. Март
III Заключительный этап:
1. Мониторинг индивидуального уровня развития детей на конец года.
2. Анализ данных по итогам работы с детьми.
3. Отчёт по теме самообразования. Май
Список использованной литературы
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.
5. Микляева Н. В., Яремчук Г. А. Рисование, аппликация, лепка в детском саду. Традиционные и нетрадиционные приемы и техники / Н. В. Микляева, Г. А. Яремчук. – М. : АРКТИ, 2020. – 208 с.
6. Мещерякова С. Ю., Галигузова Л. Н. Художественно-эстетическое развитие детей. Методические материалы / С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова– М. : Русское слово, 2020.