Татьяна Чижикова
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Публикация «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду» размещена в разделах
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной и мышечной систем.
Почему развитие мелкой моторики так важно? В головном мозге человека очень близко друг к другу расположены центры, отвечающие за речь и за движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие речевых центров головного мозга и общее развитие интеллекта ребенка. Развитие мелкой моторики рук ребенка является одним из показателей психического развития ребенка. И именно движению рук отводится большая роль в первые годы жизни ребенка. Дело в том, что при движениях пальцами у детей усиливается согласованная деятельность височных и лобных отделов головного мозга. А речевые области головного мозга формируются под действием импульсов поступающих от пальцев рук. И чем больше движется рука, и разминаются пальчики, тем быстрее развивается мозг ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у детей дошкольного возраста, мы способствуем формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности. И самое главное — сохранению психического и физического развития ребенка. К тому же, мелкая моторика оказывает влияние не только на речь. Она также взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как воображение, внимание, память.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными приемами, используются и инновационные. К нетрадиционным, инновационным относятся игры и упражнения с использованием аппликатора Кузнецова.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием инновационного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
—развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
— развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Аппликатор Кузнецова оказывает широкое воздействие:
Рефлекторно-механическое воздействие аппликатора заключается в поверхностном множественном иглоукалывании определенных зон, биологически активных точек, микро массаж кожи, подкожных тканей с наибольшей активизацией центральных отделов. Определенные участки кожи, через рецепторы и нервные волокна связаны с соответствующими внутренними органами. Улучшающие процессы кровоснабжения, усиливающие обменные и восстановительные процессы. Осуществляется естественное оздоровление организма.
Дети совершают легкое постукивание по аппликатору, с медленным проговариванием звуков, слогов, слов, предложений.
Использование аппликатора эффективно развивает познавательную активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с детьми с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с задержкой психического развития.
Движения, сочетаемые с речью. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Весь материал, в котором предполагаются движения лучше давать в стихах, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, дает большой эффект. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Взрослые применяют аппликатор при различных заболеваниях. А детям он поможет развить память, внимание, силу голоса, фонематический слух, слоговую структуру слова, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Вот некоторые игры, в которые можно поиграть вместе с ребенком.
Перед началом работы рассмотрите с детьми аппликатор, назовите его цвет, посчитайте круги на нём, посчитайте количество дорожек (столбиков). Затем потрогайте колючие круги пальчиками, ладошками. Опишите ощущения.
1. Игра «Горка»
Кладём аппликатор вертикально на столе перед ребёнком. Снизу-вверх поднимаемся на горку, «шагая» указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой руки, проговаривая заданную взрослым цепочку слогов или слов на каждый шаг:
па-по-па-по…. па-по-пу-па-по-пу….
ул-ал-ул-ал…. ул-ал-ил-ул-ал-ил….
кот-год-кот-год….Том-дом-ком-Том-дом-ком….
Игра развивает фонематический слух ребёнка, внимание, мелкую моторику.
2. Игра «Массаж»
Кладём аппликатор вертикально на столе перед ребёнком. Ребёнок проговаривает длинные слова по слогам, чередуя прикладывание ладоней левой и правой руки к аппликатору.
Слова для игры: велосипедист, автомобиль, кораблекрушение, полицейский, водопроводчики, электромонтёр и другие.
Игра развивает слоговую структуру слова.
3. Игра «Голосок»
Кладём аппликатор горизонтально на столе перед ребёнком. Он проговаривает слоги или слова, нажимая пальцем на кружочки, чередуя повышение-понижение голоса на каждый слог
па- ПА ма-МА кош-КА мыш-КА лу -НА го-РА ду-БЫ
Игра развивает силу голоса.
4 Игра «Лягушонок»
Кладём аппликатор горизонтально или вертикально на столе перед ребёнком. Просим собрать пальцы правой руки вместе в щепотку (лягушонок) и прыгать по кочкам – через одну кочку, через две кочки, через три кочки. При движении руки ребёнок проговаривает стихотворение.
Игра развивает мелкую моторику и внимание.