Евгения Петровна Костина
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Цель проекта:
Ведущая цель проекта - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи проекта:
1. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
Публикация «Проект „Нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах
2. Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
3. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
4. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
5. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
6. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Описание проекта:
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Принципы работы с родителями:
Целенаправленность, систематичность, плановость;
наблюдение за ребенком;
Методы изучения семьи
Анкетирование;
посещение семьи ребенка;
дифференцированный подход к работе.
Формы работы с родителями
Общие, групповые, индивидуальные.
Педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги.
Совместное проведение занятий, досугов.
Клубы по интересам: национальные традиции, молодая семья.
Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки.
Дни открытых дверей.
Педагогическая гостиная.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи (педагогический совет, «круглый стол», читательские конференции, тематические выставки, конференции, посещение семьи, педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания родителей, наглядная пропаганда и просвещение родителей, дни открытых дверей, библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях, выступления воспитанников детских садов, выступления педагогов и других специалистов) у нас активно используются инновационные формы и методы.
Презентация ДОУ для знакомства родителей с дошкольной организацией, её уставом и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. Предлагается адрес официального сайта ДОУ, где родители могут познакомиться с нормативными документами, образовательной программой, коллективом ДОУ и следить за работой организации.
Университет педагогических знаний и лекторий с целью вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ.
Киноуниверситеты или кинолектории позволяют широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные.
Совместная творческая деятельность в нетрадиционном рисовании, где мама или папа не просто присутствует, а непосредственно принимает участие в увлекательной работе вместе с ребёнком.
Проведение семейного фестиваля «Росинки», где родители проявляют свою творческую деятельность в разных направлениях (танцы, стихи, песни и т. д.).
Утренняя разминка вместе с родителями под руководством инструктора по физической культуре и воспитателя. Приобщение к здоровому образу жизни.
Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья».
Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, способствуют укреплению и углублению связей между ними.
Экскурсии с родителями в библиотеку, музей, пожарную часть используются для эффективной работы по патриотическому воспитанию.
В целях информированности родителей и создания атмосферы открытости государственной системы дошкольного образования в апреле и в ноябре в нашем саду проводятся «Дни открытых дверей» для родителей. В эти дни родители ближе знакомятся с работой дошкольной образовательной организации: - посещают разные виды занятий с детьми; - знакомятся с организацией и содержанием прогулок; - воспитанием культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста; - получают консультации специалистов по проблемам воспитания и образования детей - знакомятся с предметно-развивающей средой организации; - игровой деятельностью детей.
С целью выявления заинтересованности родителей во взаимодействии семьи и дошкольной организации, было проведено анкетирование в начале учебного года. Анкетирование можно проводить несколько раз для решения нескольких целей, таких как: получение информации о семье, её отношении к образовательной организации.
Социальная характеристика семьи:
• Состав семьи, возраст родителей.
• Жилищные и материальные условия.
• Культурный уровень семьи (есть ли в семье библиотека; какие книги читают; следят ли за периодической печатью; посещают ли кинотеатры, театры, концерты, выставки).
• Общая семейная атмосфера (доброжелательная, неустойчивая, гнетущая, недоброжелательная, автономность каждого члена семьи).
• Кто из членов семьи больше всего занимается воспитанием ребенка.
• Что является предметом основной заботы родителей по отношению к ребенку (здоровье, развитие умственных способностей, нравственных качеств ребенка, обеспечение материальных потребностей).
• Отношение родителей к ребенку (сверх опекающее, ровное, заботливое, равнодушное, подавляющее личность ребенка).
• Система воспитательных воздействий (согласованность всех членов семьи, непоследовательность, наличие конфликтов, отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия).
• Уровень психолого-педагогических знаний (наличие определенных знаний и готовность их применять на практике; ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению; низкий уровень знаний и нежелание задумываться под проблемами воспитания).
• Осуществление контроля над поведением и деятельностью ребенка (систематическое, нерегулярное, полное отсутствие контроля).
• Отношение к детскому саду (положительное, равнодушное, негативное).
• Взаимодействие семьи с детским садом (систематическое, эпизодическое, отсутствие взаимодействия).
Планирование работы с семьёй
В течение учебного года воспитатель еженедельно планирует работу с семьей, включая следующее:
- наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка (не плановые беседы фиксируются в учете работы); например, в плане он отмечает: «Побеседовать с мамой Игоря Н. о необходимости выполнения режима дня» или: «Выяснить у мамы Наташи С. причины ее капризов»;
- просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;
- вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лепка, конструирование, участие в игре-драматизации, спортивных играх);
- привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
- проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
В течение учебного года воспитатель периодически планирует
фронтальные встречи с родителями детей. Это традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы» и т. д. В календарном плане указывается тема встречи, форма ее проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.
Работа воспитателей с семьёй может быть подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную и разовую.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержание контакта с семьёй.
Прежде всего, этой цели служит стенд для родителей.
Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка.
Темы и цели бесед должны быть отражены в плане работы.
Продумывая план беседы с родителями, воспитатели используют материал наблюдений за ребёнком, который накопился в течение недели. Однако и содержание беседы, и форма её по возможности должны обсуждаться педагогами совместно с методистом и психологом организации, если они есть в штате. Успешность работы с родителями в целом определяется, как уже неоднократно подчёркивалось, именно правильностью выбранных направлений общения с ними и стилем этого общения.
Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий могут решаться разные задачи, но всегда следует стремиться к установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроения и обстановки совместного с родителями творчества.
Работа с родителями строится по нескольким направлениям:
- укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами, индивидуальные программы оздоровления;
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами);
- защита прав ребёнка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;
- формирование личности ребёнка и индивидуальная воспитательная работа (совместно с психологом);
- организация семейного досуга.
Для того чтобы создать в детском саду работающую систему эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, необходимо в течение года сделать это направление работы приоритетным для педагогов ДОУ.
Ответственность за планирование, организацию и руководство по воспитанию детей в семье возлагается на заведующего детским садом. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в детском саду и в семье, объединяя усилия педагогического коллектива и родителей: всё лучшее, что приобретает ребёнок в детском саду, должно быть продолжено в условиях семейного воспитания; всё лучшее, что получает он в семье, надо сделать достоянием детского сада.
Составляя годовой план работы с родителями, педагогический персонал учитывает конкретные условия жизни и воспитания в семьях, возрастные и индивидуальные особенности детей и использует разнообразные формы педагогической пропаганды. План обязательно обсуждается на педагогическом совете.
Тематика и содержание работы с родителями отражаются в плане методиста и в календарном плане воспитателей.
Наш детский сад использует следующие нетрадиционные формы и методы взаимодействия с семьёй:
1. Родительский университет;
2. Беседы;
3. Консультации;
4. «Круглые столы»;
5. Спортивные праздники «Всей семьёй на старт».
6. Оформление стендов;
7. Папки – передвижки;
8. Общие и групповые родительские собрания;
9. Организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада;
10. Тесты, анкетирование;
11. Оформление папки «Для Вас, родители!».
А также и нетрадиционные:
1. Вовлечение в совместную творческую деятельность (кружковую).
2. Семейные клубы по интересам.
3. Занятия в театральной гостиной для родителей и детей.
4. Семейные встречи.
5. Музыкальные гостиные.
6. Совместные прогулки, экскурсии.
7. Посещение театра детьми и их родителями.
8. Донесение информации через официальный сайт ДОУ.
Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость - «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», - тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы. Следует понимать: новое и необычное само по себе не возникает, а является результатом изучения передового педагогического опыта поисков и экспериментов.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.