Юлия Быкова
Нетрадиционные формы работы по развитию познавательной деятельности на уроках технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы работы по развитию познавательной деятельности на уроках технологии
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение технологии преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. Так, для педагога, работающего в социоигровой стилистике, учебный материал – это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогике не “передача знаний”, а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и
Публикация «Нетрадиционные формы работы по развитию познавательной деятельности на уроках технологии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1
уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной.
На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление, они эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.
Ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Непосредственно о моих уроках
С 5 по 8 класс по технологии названия разделов повторяются из класса в класс, например: Декоративно-прикладное творчество" "Создание изделий из текстильного материала" "Материаловедение", "Проектирование и изготовление швейного изделия", Как правило в 5 классе все девочки с удовольствием шьют фартуки, не у всех получается, перейдя в 6 класс перед шитьем те, у кого не получился фартук, не очень охотно берутся за шитье юбок и т. д., не у всех материальное состояние позволяет приобрести ткань, не все заканчивают швейное изделие и т. д.
Перед изучением раздела "Проектирование и изготовление швейного изделия" начинаются небольшие разделы :"Декоративно-прикладное творчество" "Создание изделий из текстильного материала" и "Материаловедение", чтобы дети получили навык для шитья швейного изделия. Для изготовления швейного изделия
Какое-то время я думала, как выйти из этого положения, чтобы дети не чувствовали себя в чем-то ущемленными, чем же их заинтерисовать чем-то новым, необычным? И когда однажды я шила свою текстильную куклу, я вдруг подумала, а почему бы на уроке их не шить?
Сразу решается несколько проблем, а именно: мы будем шить куклу, уменьшенную копию человека, затем по разделу "Проектирование и изготовление швейного изделия" на нее будем шить по теме изделие,
2
конструировать, моделировать, производить окончательную отделку изделия, тем самым минимум ткани, законченное изделие, получение удовольствия от выполненной, нужной работы, которую можно подарить на любой праздник.
И именно в этих разделах" Создание изделий из текстиля","Материаловедение" я примеяю нетрадиционные формы уроков, где мы путешествуем в страну тканей или играем "Собственное ателье", в частности урока-игры, урока-экскурсии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, (у нас по 2 класса занимаются вместе, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Это касается и внеурочной деятельнисти, мы с девочками шьем моих любимых чулочных кукол. У меня нет кружка, в школе я нахожусь долго,а рукоделие это вся моя жизнь и если раньше помехой - была нехватка времени, то с годами я стала свободнее, и пусть многие не успели их сшить к этому 8 марта, завершат к следующему, так как творчество это туть, чтобы наполнить свою жизнь радостью.
Но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
НФУ не являются чем-то новым в педагогической практике. Правда, о том, насколько эффективным оказалось применение этих методов, единого мнения среди исследователей нет. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывают не только споры вокруг НФУ, но и то, что само понятие “нетрадиционная форма урока” до сих пор остается крайне расплывчатым. “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная, базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе
3