Евгения Ковтунова
Нетрадиционное родительское собрание по воспитанию экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: деловая игра
Участники: родители, педагоги
Цель:
Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование
экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение
роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Публикация «Нетрадиционное родительское собрание по воспитанию экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: обсудить с родителями проблему воспитания экологической
культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм
деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать
формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;
вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию
экологической культуры дошкольников.
Подготовка к родительскому собранию :
Нарисовать вместе с детьми пригласительные билеты для родителей.
Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из
природных материалов. Оформить выставку книг, журналов, дидактических
игр по экологии. Подбор музыкального сопровождения. Подготовить
памятки с советами для родителей. Предложить родителям заглянуть в
энциклопедии о природе.
Ход собрания:
Вступление воспитателя :
«Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса»(А. Дементьев)
Все мы уже давно поняли, что человек не царь природы, а часть е,
следовательно «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они
нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой –
равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев).
«Нельзя же вечно брать взаймы.
И долг природе должен быть оплачен, Когда б
язык природы знали мы, Наверно, жизнь была б у
нас богаче» (Л. Сорокин)
Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их
плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей
земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу
природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в
природе.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и
окружающим людям. Как же нам научить наших детей правильному
отношению к природе? Конечно же своим примером, а помогут нам
следующие игры, ведь игра – это основной вид деятельности дошкольников.
«Знатоки природы» (карточки с изображением животных и птиц)
Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем
мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось ещ и ещ раз возвратиться к тому, что он узнал».
Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и
рассказать коротко вс, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание
«Знатока природы».
«Ситуации»
Вопросы:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его
остановить, что бы он этого не сделал
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить».
Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.
«Лекарственные растения»
Воспитатель : Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В
каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не
лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны
для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных
растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в
лечебных целях.
-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром
моют голову, а также она останавливает кровь).
— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит
ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания
горла при ангине; ополаскивают волосы).
— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться
вам поможет… (Медуница)
— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки
развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно
вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре,
ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка –
средство от кашля).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому
относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не
собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
«Я - часть природы»
Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости,
излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки
внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то
«детской» проблемы, в которой взрослые ещ не разобрались. Как помочь
ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т. е.
познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры,
которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие
психолого-эмоционального напряжения у детей:
Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на
землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое
дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза
уверенного человека.
Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного,
могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан,
горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки,
ноги, тело. Ты – лев!
Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и
спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев —
выдохни, вдохни, я птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни,
я цветок — выдохни, вдохни, я спокоен — выдохни. Ты действительно
успокоишься.
Игры проводятся с родителями. Им выдаются памятки с играми по
саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.
Эко! Новости!
SOS новости:
Кострище не зарастает 5-7 лет;
Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;
Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока
Далее показ видео презентации «Сколько живт мусор»
Занимательные новости:
чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;
крокодил обладает самым сильным голосом;
змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;
крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;
у улитки около 25 000 зубов;
животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.
«Слово – эстафета».
Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:
«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об
окружающем его мире, если я…»). При этом родители передают друг другу
мягкую игрушку-зверушку.
Подведение итогов
На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть
немного понять язык природы и использовать полученные знания в
воспитании экологической культуры вашего ребенка.
Воспитатель читает стихотворение:
«Давай пройдмся медленно по лугу
И, здравствуй, скажем, каждому цветку…
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица, И
доброе лицо им показать»