Татьяна Михайлова
Нетрадиционная техника рисования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования в детском саду» размещена в разделах
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта обоснование выдвигаемых принципов и приёмов) Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического опыта заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Ведущая педагогическая идея способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазию, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ.
3. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Оптимальность и эффективность средств. Разработка специального цикла занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр все это позволило подвести детей от низкого уровня развития к более высокому. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Результативность опыта. Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Описание инновационного опыта воспитателя. Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое. Воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально - эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Вызвать интерес у детей к изотворчеству (средствами нетрадиционных техник рисования).
2. Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
3. Формировать у детей знания, умения и навыки в области изобразительной техники.
4. Развивать творческую активность, желание рисовать. 5. Использовать в рисование разнообразные материалы (цветные карандаши, графитный карандаш, фломастеры, гуашь, акварель, восковые мелки и др.)
6. Совершенствовать способность видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.
7. Вызвать желание творить, фантазировать, создавать художественные образы.
8. Воспитывать любовь к окружающему миру.
Требования к детской деятельности
- Учить детей выполнять поставленные задачи;
- вызвать у ребёнка желание творить, изменять, усовершенствовать образец работы;
- стремиться самостоятельно создавать художественные образы;
- развивать моторную и сенсорную функцию ребёнка; - развивать художественно-эстетические способности и фантазию детей; - формировать эмоционально-творческое отношение к миру; - осваивать различные виды деятельности.
Краткое описание
Основным методом в работе с детьми является метод эмоционально – творческой драматургии. Он заключается в том, что каждое занятие для детей – радость удивлений, открытий. И ребёнок – главное действующее лицо. На этом этапе уделяю повышенное внимание подбору предметов, несущих максимальный объём сенсорной информации (форма, размер, объём, вес, цвет, запах, вкус). Задача заключается в развитии координации работы всех суставов, участвующих в движении. В результате изобразительной деятельности развивается моторная и сенсорная функция. Всё это в процессе социализации позволяет ребенку успешнее осваивать различные виды деятельности. Развивая интерес к занятиям я предоставляю детям как можно больше самостоятельности, помогаю выполнить поставленные задачи. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремимся вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Что бы выяснить результаты работы проверяю уровень умений и знаний детей. Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, чтобы его работа всем понравилась. Если не получилась – не беда, получится в следующий раз. Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка – очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстника. В эти минуты ребёнок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей. Такая работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество.