Валентина Новгородова
Непрерывно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Откуда ложка к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывно-образовательная деятельность. Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Откуда ложка к нам пришла»
Программное содержание: Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
Активизировать словарный запас.
Публикация «Непрерывно-образовательная деятельность по познавательному развитию „Откуда ложка к нам пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга, интерес к театрализованной деятельности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование:
Видеописьмо для детей.
Презентация «Такие разные ложки!»;
Аудиозапись «Ах вы, сени, мои сени…»;
Баночка с вареньем ;
Деревянные ложки (по 2 штуки на каждого ребёнка);
Материал для создания кукол из ложек;
Ширма для кукольного театра.
Ход проведения НОД.
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся, поприветствуем друг друга, чтобы у всех было хорошее настроение.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
(Дети рассаживаются на места)
- Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо и посылка. Кто-нибудь из вас получал видеописьмо? (Ответы детей)
- Я тоже ни разу не получала такого письма, давайте вместе посмотрим. (Дети соглашаются) Просмотр видеописьма.
- (Открывает посылку) Ребята, в посылке как раз малиновое варенье. Спасибо большое бабушке Акулине за варенье и за совет.
- Действительно, в период наступления холодов нам обязательно надо кушать много фруктов, овощей, пить чай с малиновым вареньем, чтобы быть всегда здоровыми и веселыми. (Ставит на стол баночку с вареньем.)
- Ну что же, давайте отведаем варенья бабушки Акулины. (открывает банку)
- Ой, какое ароматное, наверное, очень вкусное варенье.
- Ребята, а как же я смогу положить варенье в тарелку, ведь ложки – то нет? Казалось бы, что такой простой, обычный предмет, а без него никак не обойтись.
-Каждый из вас, садясь завтракать или обедать, берёт в руки ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывался, когда впервые люди научились есть пищу ложкой. А было это очень давно. Хотите узнать, как появилась ложка? (Ответы детей).
- Тогда усаживайтесь на свои места поудобнее, выпрямите спину и приготовьтесь слушать.
2. Основная часть.
Слайд №1
Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Жареное мясо, ягоды, растения они ели руками. Со временем люди научились готовить жидкую пищу. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона руками горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, что ему такое сделать, изобрести. И придумал ложку.
Слайд №2
- Первую ложку древний человек вытесал из камня. Как вы думаете: удобная это была ложка? (Нет ложка была не очень удобная, потому что была тяжёлая с неровными краями, т. к. камень обрабатывать тяжело, а у них не было ни каких инструментов.)
- Конечно, нет. Она была неровная и тяжёлая. Во время еды обжигала губы, т. к. камень быстро нагревается от горячей еды.
Слайд №3
- Народы, живущие на берегах морей и рек, в качестве ложек использовали ракушки. Ракушками тоже есть было неудобно, жидкая пища проливалась, горячая обжигала руки.
Слайд №4
-Прошло еще немного времени и люди научились делать ложки из глины. Но глиняные ложки были не прочными, часто ломались. Поэтому люди стали думать, из чего можно сделать ложку, чтобы она была более прочная, удобная, не обжигала губы.
Слайд №5
-Так появились деревянные ложки.
- Кто знает: из какого дерева на Руси их вырезали? (Липы, осины, берёзы, клёна.) ложка получалась лёгкая и не нагревалась от горячей еды.
- Первые деревянные ложки были очень простыми, но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была по-своему интересна, хороша и красива, чтобы она не была похожа на другие. Люди стали украшать их резьбой, слайд №6 расписывать красками и покрывать лаком. слайд № 7 Такую роспись могут делать только в нашей стране – России и больше нигде. Вот такие прекрасные мастера жили и живут в нашей стране.
Слайд №8
- Со временем ложки стали делать из бронзы, серебра и даже золота. А вы знаете, кто ел серебряными и золотыми ложками?
( Богатые люди: цари, князья, бояре.)
- Правильно, ложки из дорогих металлов делали на заказ, это были именные ложки, т. е. принадлежали одному человеку.
- Но простые люди ели щи и кашу, по-прежнему, деревянными ложками.
Слайд №9 В старину семьи были очень большие. Пока матушка накрывала на стол, дети играли, стучали ложками по столу. Стали замечать, что получается своеобразная ритмичная мелодия.
- Поэтому люди стали использовать деревянные ложки еще и как музыкальный инструмент. И сейчас, мы знаем, есть даже ансамбли ложкарей.
Слайд №10 Посмотрите, какие красивые, нарядные, расписные ложки в руках у музыкантов.
- Ребята, а вы хотите поиграть на ложках? (Ответы детей)
Воспитатель раздает каждому ребенку по две ложки.
- На ложках вы не раз играли на музыкальных занятиях и должны помнить, что ударять ложкой о ложку надо не очень сильно, иначе она может расколоться.
Звучит русская народная песня «Ах вы сени, мои сени…», дети играют на ложках.
- Молодцы, ребята, у нас получился настоящий ансамбль ложкарей.
- Ну что, продолжаем нашу историю о ложках.
- В старину у детей игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Ложка тоже служила материалом для изготовления кукол.
Слайд №11
- Ребята, а вы хотите попробовать сделать куклу из деревянной ложки? Но мы с вами будем делать не кукол, а игрушки животных.
- Сначала выбираем маску животного, затем прикрепляем ее к ложке (на тыльной стороне ложки наклеен двусторонний скотч, потом выбираем костюм, в соответствии герою сказки, и продеваем в отверстие ручку ложки.
- У нас здесь 6 ложек, как раз одна ложка для двоих, т. е. работать вы будите в парах.
- Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. (музыка-фон)
- Какие замечательные куклы на деревянных ложках у вас получились. А вы узнаете, из какой сказки эти персонажи? (Теремок).
- Предлагаю вам показать спектакль по сказке «Теремок».
По считалке выбираются герои для сказки:
Не велик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться могут в нем
Очень много жителей:
Мышь, лягушка и лиса,
Серый волк зубастый,
Зайчик белый да большой
Мишка косолапый.
- Ребята, на кого я указала, называя животного, тот играет эту роль, остальные ребята зрители.
-Какие молодцы, интересная театральная сказка у нас получилась. Теперь я прошу наших актеров занять свои места.
- Шло время, изменялась жизнь, менялись и преображались предметы, которые окружали человека.
- Уже много лет ложки изготавливают из металла, также есть ложки из пластмассы.
Слайд №12
- Вот так выглядят знакомые всем нам современные ложки. У каждой ложки есть свое название.
Слайд №13
- Вот первая ложка (показывает чайную ложку). Для чего она нужна? (ответы детей) .
- Значит, эта ложка какая? Чайная.
- Вот вторая ложка (показывает столовую ложку). Что едят этой ложкой? (ответы детей). А едим мы за столом. Значит, эта ложка какая? Столовая.
- А вот и третья ложка. (показывает десертную ложку). Эта ложка непростая : не маленькая и не большая. Что едят этой ложкой? (ответы детей).
- Этой ложкой едят пирожное, торты, разные десерты. Значит, эта ложка какая? (Десертная.)
- На протяжении многих лет ложка постоянно менялась, т. к. менялась жизнь людей, но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.
3. Рефлексия.
- Что же мы сегодня узнали? Что вам запомнилось больше всего? А что понравилось больше всего? (Ответы детей)
- Молодцы! А варенье бабушки Акулины мы обязательно покушаем во время полдника. Каждый обязательно получит свою ложечку варенья!