Юлия Макарикова
Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию «Раз, два, три — в театр двери отвори»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Раз, два, три – в театр двери отвори»
(для детей подготовительной группы, воспитатель – Макарикова Ю. П.)
Образовательная область : речевое развитие.
Цель: создать условия для речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные :
Публикация «Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию „Раз, два, три — в театр двери отвори“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Обогатить знания детей о родном городе — Архангельске, о культурных достопримечательностях (Архангельский театра драмы им. М. В. Ломоносова, театр кукол, Архангельский молодежный театр).
2. Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.
3. Расширить знания детей об окружающей действительности: углублять представления о театре и театральных профессиях.
4. Способствовать умению использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение).
5. Учить с помощью этюдов на выражение эмоций работать над выразительностью исполнения.
6. Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; запоминать стихотворения и скороговорки.
7. Доводить до сознания детей, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
Развивающие :
1. Закреплять умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в инсценировках.
2. Развивать связную речь детей.
3. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.
4. Развивать умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость.
5. Развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества.
6. Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым; способствовать умению преодолевать застенчивость, повышению самооценки детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к городу, любовь к нему.
2. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
3. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
4. Воспитывать выдержку, терпение, чувство уверенности в себе.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов, открыток, фотографий с изображением города, его дстопримечательностей; чтение и заучивание стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово», разыгрывание его по ролям, заучивание стихотворений о «вежливых словах» А. Кондратьева, рассматривание пиктограмм мимики и жестов, рассказывание сказок «Лисичка сестричка и серый волк», «Гадкий утенок», «Кот в сапогах»; чтение и заучивание скороговорок; упражнения на развития эмоций.
Индивидуальная работа: Работа с Данилой над интонацией, с Викой над выразительностью движений при воплощении образа овечки в стихотворении Э. Мошковской «Вежливые слова»; работа с Захаром над мимикой и жестами в роли оленя при разыгрывании стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы и ответы, словесная, дидактическая игра, чтение художественной литературы.
Материал к занятию: Фотографии с изображением театров г. Архангельска, шапочки сказочных героев (еж, овечка, утка, олень, медведь); театральная касса, билеты, 3 «волшебные маски»; карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой – медленно; медальки - смайлики.
Структура НОД:
I. Вводная часть – 5 минут.
приветствие «Что за чудо чудеса»;
беседа о театрах города Архангельск;
II. Основная часть – 23 минуты.
упражнение «Тренируем эмоции»;
игра «Расскажи стихи руками» - «Мой город. Мой район»;
упражнение «Пантомимика»;
проговаривание скороговорки;
игра «Расскажи по-разному»;
дыхательная гимнастика «Ветер»;
драматизация по мотивам стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова», рассказывание стихотворений о «вежливых словах».
III. Заключительная часть – 2 минуты.
обобщение воспитателя;
анализ НОД.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня вас ждет много интересного. Давайте поздороваемся друг с другом. Во время приветствия не забывайте улыбаться. Встанем в круг.
Что за чудо - чудеса: раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!
Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
– Пожелаем доброго дня друг другу. Я уверена, что занятие у нас будет интересным и познавательным.
– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну. А чтобы узнать в какую, вам надо отгадать загадку.
Загадка:
Там по сцене ходят, скачут,
То смеются, а то плачут!
Хоть кого изобразят,
Мастерством всех поразят!
Ребята отгадывают.
- Да, сегодня мы с вами отправимся в страну Театра, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери.
- Ребята, какие театры, в нашем родном городе, Архангельске, вы посещали? (Ответы детей.)
Воспитатель: (рассказ сопровождается показом открыток, фотографий)
- Театральная жизнь Архангельска имеет давнюю историю. В Архангельске 3 профессиональных и несколько любительских театров. Артисты регулярно радуют зрителей новыми спектаклями и выезжают на гастроли за пределы области.
- Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.
Один из старейших театров Русского Севера был основан ещё в XIX веке. Современное здание театра построено в 1932 году и расположено в центре Архангельска (драматический театр - это театр, в котором показывают пьесы: комедии, трагедии, драмы).
- Театр кукол - здесь главные персонажи – куклы. Самый уютный и самый добрый театр региона – место, куда хочется возвращаться. Здесь ставят в основном спектакли для маленьких зрителей, но предлагают и постановки для взрослых. Театр работает уже 80 лет, он неоднократно становился лауреатом национальной премии «Золотая маска», участвовал в крупных международных фестивалях. На спектаклях этого театра выросло не одно поколение жителей Архангельской области. В театре работает постоянно действующая выставка кукол из разных популярных спектаклей разных лет.
- Архангельский молодежный театр является одним из первооткрывателей фестивального движения в Архангельской области. Молодежный театр проводит старейший в России Международный фестиваль уличных театров.
Очень удивительно, что все эти театры располагаются на Троицком проспекте. Значит, его можно назвать … театральным.
- Как называются люди, которые играют в театральных постановках? (Актёры).
Воспитатель: А вы хотели бы стать настоящими артистами и показывать свой театр? (Да).
Воспитатель: Как вы думаете, что должен уметь актёр? (Петь, играть роли, быть эмоциональным, иметь хорошую дикцию)
Воспитатель: Хорошим актёром стать нелегко. Для этого нужно много работать над собой. Вот сегодня мы с вами будем учиться актерскому мастерству. Чтобы попасть в страну Театра вам необходимо выполнить задания, которые помогут стать настоящими актерами.
- И сейчас мы с вами возьмемся все за руки и произнесем: «Раз, два, три – в театр двери мне отвори!»
На столе у меня лежат волшебные маски. Они нам в этом помогут. Символом театра являются мимические маски, выражающие настроение. Нужно брать по одной маске и читать название задания. Выполнять их. Когда мы выполним все задания, то в страну Театра попадем. Ну что, попробуем! Итак, достаём первую маску.
1. Задание: «Покажи мимикой и жестами, пантомимикой».
Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть со мной в игру.
Становитесь в круг. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
На всех на нас, без сомнения, влияет настроение:
Кто веселится, кто грустит, кто испугался, кто сердит…
Нахмурьтесь как осенняя туча;
Позлитесь, как ребенок, у которого отняли мороженое;
Испугайтесь, как котенок, на которого лает собака;
Удивитесь, как Незнайка;
Улыбнитесь, как ласковое солнышко.
- Кто догадался, что мы сейчас делали? Ответы детей. (Мимикой лица передавали наше настроение и чувства). Мимика – это выражение нашего лица.
А что такое жесты? Ответы детей. Жесты – это разговор без слов пальчиками, руками, частями тела. Попробуем рассказать стихотворение руками.
«Мой город. Мой район»
Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Люблю смотреть, (показывают указательным пальчиком на глаза) Люблю считать. (на каждое название достопримечательности
Улица Галушина - раз, Абрамова - два, загибают по одному пальчику)
На проспекте Ленинградском садик наш – это три.
А четыре - я живу в квартире.
Пять – гуляю в Майском парке,
Шесть – на Двину схожу
И на волны погляжу. (волнообразные движения кистями рук)
Семь – рядом памятник войне,
Я тихонько постою и цветочки положу.
Восемь - «Луч», где ёлочка зимой и хороводы я вожу! (сцепить кисти рук)
Девять – наша «Вертикаль» куда на танцы я хожу. (делаем «фонарики»)
Десять – и козулю там куплю.
Очень город свой люблю, (хлопают в ладоши)
Потому что в нем живу!
Воспитатель: Чаще всего актёры пользуется и жестом, и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима, т. е. без слов выполняется действие – изображение. И зритель понимает, что хотел сказать или изобразить актер.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять —
Ещё хотите поиграть?
Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предлагаю исполнить мини – роли, используя только жесты и мимику, без слов. Кто попробует? Дети исполняют мини – роли.
- Надувает шарик;
- Смотрит в зеркало и красит губы;
- Ест вкусную конфету;
- Звонит по телефону;
- Встречаешь маму;
- Идёшь к зубному врачу;
- Смотришь на свою испачканную одежду;
- Мажешь зелёнкой разбитую коленку;
- Танцуешь на празднике.
Какие молодцы! Как интересно у вас получается! С заданием вы справились. Присаживайтесь на стульчики. Достаем следующую маску и переходим к другому заданию.
2. Задание: «Произнеси скороговорку».
Вы знаете, ещё актеры в театре должны четко и быстро проговаривать слова.
А для чего актерам следует правильно выговаривать слова? Ответы детей. (Чтобы было понятно зрителям).
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
А теперь проговорим скороговорку:
Вез корабль карамель. Встает первый участник.
Наскочил корабль на мель. Встаем второй участник.
Моряки аж три недели Встает третий участник.
Карамель на мели ели. Встает четвертый участник.
Дети проговаривают скороговорку до тех пор, пока все не встанут, затем проговаривают хором.
Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить.
Замечательно вы справились с заданием! Теперь возьмем последнюю маску и переходим к другому заданию.
3. Задание: Игра «Расскажи по-разному».
Воспитатель: Ребята, оказывается, очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? (ответы детей)
По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть теперь своими голосами. Давайте попробуем проговорить фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» с разными чувствами и интонацией. Я буду вам показывать карточки, вам нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании. (Карточка с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой – медленно). Карточки педагог меняет на каждого ребёнка.
Воспитатель: Вот, молодцы, со всеми заданиями справились. А знаете, с чего начинается профессия актёра?
Дети: С дыхания.
Воспитатель: Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.
Давайте попробуем сделать дыхательную гимнастику, как это делают настоящие актёры.
Дыхательная гимнастика.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вниз (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).
И в облака (голова поднята вверх, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох).
Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Ребята, вы прошли школу настоящих актеров и теперь сможете, как настоящие артисты, показать спектакль. Вы готовы? (Да). И сегодня вашему вниманию мы покажем театральную постановку по мотивам стихотворения Эммы Мошковской «Вежливые слова». У нас есть герои и зрители. Герои надевают шапочки, а зрители занимают места в зале.
Дети показывают спектакль «Вежливые слова» (Э. Мошковская).
Выходит ребенок вперёд и объявляет.
Ведущий:
Тише, гости, вы сидите!
И сюрприз наш не спугните!
Герои надевайте шапочки, и занимайте места у кассы.
А остальные ребята будут зрителями.
Вы готовы. Спектакль начинается.
Ведущий: Театр открывается, к началу все готово.
Билеты предлагаются за вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой.
Кассир: Проходите, милый ёжик, вам билет в каком ряду?
Ё ж: Мне поближе, плохо вижу, вот…
Спасибо! Ну, пойду!
Ведущий: Говорит овечка.
Овечка: Мне-е-е одно местечко! Вот мое…
Благодарю – доброе словечко.
Ведущий: А вот и утка.
Утка: Кряк! Целый ряд для меня и моих утят!
Ведущий: И прокрякала утка
Утка: Доброе утро!
Ведущий: Прискакал олень
Олень:
Добрый день! Если только вам не лень,
Уважаемый кассир, я бы очень попросил
Мне, жене и дочке во втором рядочке
Дайте лучшие места. Вот мое - Пожалуйста!
Ведущий:
И вдруг, ворвался косолапый,
Громко прокричав…
Медведь: Касса, выдай мне билет!
Кассир: Ваше вежливое слово?
Медведь: У меня такого нет!
Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!
Медведь: МНЕ БИЛЕТ!
Кассир:
Нет! Нет!
Не стучите – мой ответ!
Не рычите – мой совет!
Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ!
Ведущий: Кассир медведю билет не дал.
Косолапый зарыдал.
Ведущий:
- Ребята, кто же поможет медведю? Кто научит его говорить «вежливые слова»?
(Дети читают стихи о «вежливых словах»)
Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Отменить, что ли слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
- Здравствуйте, ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали много раз.
Будьте добры, - это я говорю по секрету
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.
Ведущий:
- Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова? Так покупай же скорее билет.
Медведь: Будьте так любезны, мне один билет.
(Медведь покупает билет.)
Медведь: Кассир:
Все ребята любят сказки, Мы наше представленье,
Волшебный добрый мир. Закончить не спешим
Хорошая развязка, И всех на угощенье
В конце - веселый пир! Сегодня пригласим.
Воспитатель: (приглашает артистов)
В театре вы сегодня побывали,
Актерами себя вы, показали
Артисты, зрители – все были хороши,
Похлопаем, друг другу от души!
- Бурные аплодисменты. (Все хлопают друг другу).
Воспитатель: Ребята, понравилось вам быть актерами? (Да)
Воспитатель: Я предлагаю вам произнести актёрскую клятву. Согласны? Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,
И то, что говорим всегда, сейчас всем громко вы скажите:
Дети: «Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить,
Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть»
Воспитатель: Все артистами сегодня побывали. Все старались, молодцы!
Похлопаем, друг другу от души.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в мир театра, вам понравилось это путешествие? (Да)
Что мы сегодня делали с вами, чтобы стать хорошими актерами (ответы детей).
Воспитатель: Пройдя уроки актерского мастерства - у вас сегодня все получилось. А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны с изображением мимики лица. Подходите, выбирайте, какой медальон больше подходит вашему настроению. Спасибо всем!
Методические рекомендации:
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности предназначена для детей 6 – 7 лет и позволяет через театральную деятельность у детей вызвать желание участвовать в театрализованных играх, способствующих развитию речи и творческого воображения.