Наталья Щевелева
Непрерывная образовательная деятельность «Ленинград — подвиг твой бессмертен»
▼ Скачать +Заказ
Ленинград — подвиг твой бессмертен
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 Колпиннского района Санкт – Петербурга
Конспект
непрерывно-образовательной деятельности
«Ленинград – подвиг твой бессмертен»
(открытое занятие для всех возрастных групп детского сада)
Авторская разработка
Воспитатель:
Щевелева Наталья Владимировна – Первая квалификационная категория
2018 учебный год
Санкт – Петербург
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Блокаде.
Задачи:
Публикация «Непрерывная образовательная деятельность „Ленинград — подвиг твой бессмертен“» размещена в разделах
Образовательная: Познакомить детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память о тех, кто погиб, защищая наш город.
Развивающая: Формировать понимание значимости патриотического подвига жителей блокадного Ленинграда.
Воспитательная: Воспитывать патриотические чувства – любовь, чувство благодарности к подвигу защитникам и жителям блокадного Ленинграда.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, открыток с видами блокадного города
2. Рассматривание иллюстраций из книги «Дорога Жизни» под редакцией Н. Ходза
3. Рассматривание страничек из дневников жителей блокадного Ленинграда, медалей, орденов
4. Прослушивание СД – диска с песнями военных лет
5. Чтение книги Н. Ходза «Дорога жизни»
6. Заучивание стихотворения В. Инбер «Не зря старушка в булочной одной…»
7. Заучивание стихотворения В. М. Ивженко «Когда я вижу крошки хлеба»
8. Заучивание стихотворения О. Бергольц «Я говорю: нас, граждан Ленинграда»
9. Беседа «Дорога Жизни», «Никто не забыт, ничто не забыто»
Материал:
1. Стенгазеты, выполненные родителями «900 дней блокады», «Никто не забыт, ничто не забыто»
2. Экспозиция, посвященная блокаде Ленинграда.
3. Фотографии, открытки, иллюстрации с видами блокадного города, Дорога Жизни.
4. Странички из дневников жителей блокадного Ленинграда.
5. Медали, ордена.
6. Презентация «Ленинград – подвиг твой бессмертен»
Ход занятия:
Воспитатель:
- Сегодня, в этот светлый день, мы отмечаем памятную дату – День освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Жители и защитники города одержали героическую и справедливую победу над голодом, холодом и болью.
(Звучит песня Б. Александрова и В. Лебедева – Кумача «Священная война)
- В 1941 году на нашу страну напала фашистская Германия. Шла война – лютая, беспощадная. Гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты. Наш родной город Ленинград был окружен вражескими войсками со всех сторон. Кольцо блокады сомкнулось. В городе наступили голод и холод. В город перестали привозить продукты. Отключили свет, отопление, воду. Наступила зима, настали страшные, тяжелые, блокадные дни. Их было 900! Это почти два с половиной года!
- Дети, а что вы знаете о блокаде? Давайте послушаем ваши рассказы.
Рассказы детей:
- В самый тяжелый период в истории человечества – блокады, нормы выдачи хлеба людям снижалась в пять раз. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И все, больше ничего, только вода.
(Ребенок передает кусочек хлеба, чтобы каждый смог подержать его в руках).
- Морозы в ту зиму ударили очень сильные. Люди ставили в квартирах печки и топили их, чем могли (даже мебелью, что бы не замерзнуть, что бы вскипятить воду. Но воды в кранах не было. За ней надо было идти на Неву. На саночки ставили ведра, бидоны. Воду набирали из проруби, а потом долго везли домой. Сил не было, но надо было идти, ведь дома ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Воспитатель:
- Но город жил и боролся. И люди находили в себе силы и мужество даже сочинять стихи. Послушайте стихотворение В. М. Ивженко «Когда я вижу крошки хлеба»
Читают дети:
Когда я вижу крошки хлеба,
Что остаются на столе,
Как признак сытного обеда
И лучшей жизни на земле,
То вспоминаю сорок первый,
С ним слово грозное – «Война».
Отчизны подвиг ежедневный,
Её героев имена.
Кольцо голодное блокады
Сжимало горло много дней,
Суровый голод, артснаряды
Косили тысячу людей…
Всем хлеба явно не хватало
И бомбы падали, как град
Но были все сильней металла:
Ведь каждый знал, что он солдат.
Так берегите крошки хлеба,
Как дань защитникам страны,
Пусть жизнь цветет над мирным небом,
Чтоб больше не было войны.
Воспитатель:
- Работало радио: передавали новости с фронта, стихи ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, проживавшей в Ленинграде все девятьсот блокадных дней.
Читают дети:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады –
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины, с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знаменны Петрограда.
Воспитатель:
- Кто же защищал нашу страну и город?
Дети:
- Солдаты, матросы, рабочие, женщины и даже дети.
Воспитатель:
- Ребята, а в честь кого названа одна из улиц поселка Металлострой?
Дети:
- В честь Богайчука, он защищал наш город Ленинград.
Воспитатель:
- Павел Петрович Богайчук во главе дивизии в конце сентября занял оборону под городом Колпино. Он погиб во время вражеского артобстрела. В 1973 году новой улице Металлостроя присвоили имя – Богайчука.
- Всем павшим войнам посвящается песня «Танк – герой».
Воспитатель:
- Сколько людей ушло на фронт защищать нашу Родину, наш Ленинград! А сколько не вернулось.
Звучит песня В. Баснер, М. Матусовского, Ю. Гуляева «На безымянной высоте»
Воспитатель (зажигая свечу):
- Мы никогда не забудем тех, кто защищал наш город! Тех, кто проложил Дорогу Жизни и спас жителей блокадного Ленинграда, ценой собственной жизни. А где была проложена Дорога Жизни?
Дети:
- По Ладожскому озеру.
Воспитатель:
- Днем и ночью по льду шли машины с грузами и хлебом.
Дорогой жизни шел к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим.
Воспитатель:
- Дороге Жизни посвящается песня «О Ладоге»
Воспитатель:
- Ленинградцы понимали, какой ценой доставался каждый кусочек хлеба.
- Поэтесса Вера Имбер написала, что хлеб – святой…
- Дороге Жизни, по которой под огнем противника везли хлеб в город, посвящается стихотворение
Дети:
Не зря старушка в булочной одной
Поправила стоявших перед нею:
«Хлеб, милые, не черный.
Он ржаной,
Он ладожский,
Он белого белее,
Он святой…»
Воспитатель:
- По радио передавали не только стихи, но и патриотические песни. А именно: «Вечер на рейде» А. Чуркина, «Случайный вальс» Е. Долматовского, «Голубой конверт» В. Замятина.
- Какие песни военных лет вы знаете?
Дети:
- «Синий платочек», «Эх, дороги», «Катюша».
Воспитатель:
- Любимыми песнями у защитников блокадного города и у защитников страны были и остаются песни военных лет. Вместе с нами исполним поппури на песни военных лет.
Воспитатель:
- Тем, кто погиб, защищая нашу Родину, наш город, поставлены памятники. Мы всегда помним об их подвиге.
Дети:
«Никто не забыт
И ничто не забыто…
Подвиг свой ежедневный
Вы совершали достойно и просто…»
(О. Берггольдс)
Воспитатель:
- Город на Неве остался непокоренным, но Победа нам досталась дорогой ценой – почти в каждой семье блокада унесла жизнь родных и близких, любимых. Вечная память павшим в суровую годину! Они стояли за свободу родного города и победили! Почтим светлую память павших – минутой молчания.
- И пусть в эту минуту, как и в годы блокады, звучит Ленинградский метроном.
Минута молчания.
Воспитатель:
- Победа пришла в наш город, в нашу страну. За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, в борьбе с фашистскими захватчиками наш город получил звание «Город – Герой».
- Сегодня вечером, когда вы придете домой, обязательно посмотрите по телевизору церемонию возложение цветов к памятнику на Пискаревском мемориальном кладбище и к памятнику «Дорога Жизни».