Татьяна Назарова
Информационный час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» к Дню неизвестного солдата
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- познакомить с памятниками защитникам Отечества; - Расширять представления о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; рассматривать картины; слушать песни; - Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Оборудование: • Иллюстрации с изображением могилы неизвестного солдата в Москве, памятника русскому солдату в Берлине; памятника воину- освободителю «Алеша» в Болгарии, памятник воину – освободителю» Бронзовый солдат» в Таллине, мемориального ансамбля – памятника погибшим августовцам в годы войны. • рассказы Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», “Бронзовый солдат” Н. И. Подлесовой; • звезда для игры; • д/и “Что нужно современному солдату?” - карточки с изображением современного оружия (автомат, бинокль, каска, танк) и старинного оружия (меч, лук со стрелами, кольчуга, щит, булава) – на каждого ребенка; • пословицы; • запись песни “Алеша” музыка Э. Колмановского. К. Ваншенкина.
Публикация «Информационный час „Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен“ к Дню неизвестного солдата» размещена в разделах
Ход мероприятия
Дети сидят полукругом перед мольбертом. Дети рассматривают картину.
Библиотекарь: Что вы видите на картине? (Это солдат, воин, мужчина) Почему вы думаете, что это солдат, воин? (Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч) Молодцы, ребята, вы все внимательно рассмотрели. На картине изображен памятник русскому солдату. Солдат был на Великой Отечественной войне. Он сражался с врагами, чтобы освободить родную страну от фашизма. Много крови пролили советские воины, храбро сражаясь с немецкими захватчиками. Многие воины погибли, многие попали в плен, но никто не сдался врагу. В память о воинах, не вернувшихся с войны, в городах и селах нашей страны установлены памятники Неизвестному солдату. Что такое памятник? (Памятник- это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, иногда животных). А кто такой Неизвестный солдат? (ответы детей). Почему Неизвестному солдату установлен памятник? Хотите я вам расскажу? В годы Великой Отечественной войны много погибало солдат, их находили часто без документов. Никто не знал, как их зовут, откуда они родом, кто их родственники. Таких воинов хоронили прямо на полях боя, а на табличке подписывали «Неизвестный солдат, павший смертью храбрых».
Библиотекарь: Самый главный монумент в честь погибших солдат находится в столице нашей Родины в городе Москва у Кремлевской стены. Там горит Вечный огонь. (Монумент – это памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение.) К могилам неизвестных героев люди приходят и приносят с собой цветы. В праздничный день 9 мая стоит возле нее особая охрана по стойке «смирно». Неизвестный солдат (Р. Томин) У Кремлёвской стены, где раскинулся парк, Люди молча, сняв шапки, стоят. Там пылает огонь, и в земле рядом спит Вечным сном Неизвестный солдат. Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал, Чей-то сын, иль отец, или брат. Помним мы о тебе, о тебе говорим, И поем, Неизвестный солдат. Мы приходим к тебе и приносим цветы, Скромный дар от друзей, от ребят. Мы клянемся тебе край родной так любить, Как любил Неизвестный солдат.
(фотография «Вечного огня» в г. Москва.)
Выставляется картина с изображением памятника воину освободителю в Трептовом парке, русскому солдату с девочкой на руках.
Библиотекарь: Кого он держит на руках? (Ребенок, маленькая девочка) Почему девочка на руках у солдата? Послушайте, какая история произошла во время войны: Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт. Видит наш солдат - пропадает девчонка. «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную.» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы. Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир. ” (Л. Кассиль “Памятник советскому солдату”)
Библиотекарь: Создают не только памятники, но и фильмы, рисуют картины, пишут книги, сочиняют песни о Великой Отечественной войне. Сейчас я предлагаю вам послушать песню “Алеша”. (Звучит отрывок песни.) Ребята, о чем или о ком эта песня? Да, эта песня о каменном Алёше, т. е. о памятнике русскому солдату в Болгарии.
Рассматривают иллюстрацию памятника воину- освободителю «Алеша»
А песня эта появилась после войны в 1966 году. Советский композитор Эдуард Колмановский в 1962 году побывал в Болгарии у памятника «Алёша». Там ему рассказали историю его возникновения. Вернувшись домой, Колмановский поделился тем, что увидел и услышал в Болгарии, с поэтом Константином Ваншенкиным, который был захвачен этой темой и вскоре написал стихи. Вслед за стихами появилась песня. Почему приносят цветы к памятнику? (Вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы поклониться героям). В памятные дни, а особенно в День Победы, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.
Ребята, а без чего солдат не может воевать (Солдату нужны пушки, сабли, ружье, пистолеты) Правильно, недаром говорят: солдат без оружия – не солдат! Давайте поиграем в игру “Что нужно современному солдату?”. Две команды, одна команда выбирает карточки с предметами, необходимыми современному воину, а другая команда с тем, что было необходимо богатырю в старину.
Выставляется изображение памятник бронзового солдата в Таллине
Этот памятник «Воину освободителю» был возведен на месте братского захоронения советских солдат, погибших во время освобождения Таллина, которые были погребены в сорок пятом в одной могиле, тогда как ранее были похоронены в разных районах Таллина. Мемориальная композиция, состоит из двухметровой фигуры советского солдата, склонившего голову в знак скорби, и стены, на которой были установлены таблички с именами погибших и изображён орден Отечественной войны. В 1964 году перед монументом был зажжён Вечный огонь.
А сейчас усядьтесь поудобнее, и послушайте небольшой рассказ Надежды Ивановны Подлесовой “Бронзовый солдат”. “Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног. - Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка – это самый храбрый и самый главный солдат? - Да, - ответил папа. - У этого солдата своя история…. - Расскажи, - попросил Андрейка. И вот, что рассказал папа. Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была. Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей. Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался, и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались. Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели. Потом припал к земле и поцеловал ее: -прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам. Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил. Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат : - Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте. А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать. - Что это у тебя? – спросили товарищи. И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели. И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое. Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела. И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился. И прогнали они врага. Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал. Стали допрашивать его враги: - Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие? Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать. Решили убить солдата враги. Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях. Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце. Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней. Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок. Папа замолчал. - Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер? - Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас. Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал: - А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!”
Кто главный герой этого рассказа? Почему Человек не смог усидеть дома? Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты? Какими словами можно сказать о характере героя? Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага, освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков. Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу? Всякому мила родная сторона. Родная землица и во сне снится. Физкультминутка: “Каким должен быть воин?” Ребята становятся в круг, и, предавая звезду по кругу, называют качества воина - защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.) Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. Вы все задания выполнили правильно.
Библиотекарь: Я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Отечественной Войны. Поклонитесь их памяти! “Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись. Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись. Кто бы ни был ты – Рыбак, шахтер, ученый иль пастух, - навек запомни: Здесь лежит твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня он сделал все, что мог; Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!”
(М. Исаковский)