Ольга Бернат
Проект «Музей русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Музей русской народной сказки»
Выполнили: Жиронкина Ольга владимировна Бернат Ольга Викторовна
В летний период воспитатели старшей группы вели работу по приобщению детей к миру литературы и воспитание интереса к чтению через устное народное творчество, обогащение предметно – пространственной развивающей среды новыми формами работы с детьми и их родителями
Публикация «Проект „Музей русской народной сказки“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Произведения устного народного творчества оказывают большое влияние на развитие образной и выразительной речи детей дошкольного возраста.
У детей повышается интерес к произведениям устного народного творчества. Происходит расширение кругозора, дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа.
У родителей появляется интерес к совместной с детьми творческой деятельности. Повышается педагогическая компетентность родителей. Укрепляется сотрудничество детского сада и семьи.
В результате совместной работы предполагается, что дети будут иметь представление о народных сказках; понимать смысл слова «народные» сказки, давать полный, правильный, мотивированный ответ;
- проявлять устойчивый интерес к сказкам, адекватно воспринимают содержание сказочных образов, обосновывать их смысл и выражать свои переживания. Объяснять языковые средства художественной выразительности, дополнять произведение и его образы;
- разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
ПРОЕКТ «Музей русской народной сказки»
ТЕМА : «Русские народные сказки».
Вид проекта : познавательный, творческий, групповой.
Продолжительность: восемь недель.
Участники проекта : дети (5-6лет, родители, воспитатели.
Проблема: Мы уже знаем много русских народных сказок, а как можно узнать еще больше?
Виды деятельности: коммуникативная, конструирование из разного материала, восприятие художественной литературы, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Цель: Поддерживать интерес к чтению русских народных сказок, детскую инициативу, самостоятельную деятельность.
Задачи:
- Формировать навыки самостоятельной деятельности;
-Поощрять и стимулировать активность (интеллектуальную, эмоциональную, речевую, творческую);
-Учить создавать мини –музей сказок используя подручные материалы и средства изодеятельности ;
-Прививать любовь к чтению;
-Развивать диалогическую и монологическую речь;
-Развивать внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук;
-Формировать доброжелательные отношения к сверстникам.
Родители: привлекать родителей к исследовательской и творческой деятельности детей.
Материалы и оборудование: детские иллюстрированные книги (русские народные сказки) для детей старшей подгруппы, иллюстрации к сказкам, методическая литература. Фонотека русских народных сказок. Средства для детской изобразительной деятельности.
1ЭТАП «Выбор темы»
В начале лета Артём принёс в группу книгу «Большая книга русских народных сказок». Подгруппка детей заинтересовалась этой книгой. Она имела красочные иллюстрации. А дети очень любят их рассматривать, обсуждать, давать свои какие то дополнения. Мы начали читать эту книгу. Многие сказки некоторым детям были знакомы, но это не уменьшало их интереса к прослушиванию. В последующих днях летнего периода Лера и Ваня принесли в группу по несколько небольших книжек со сказками, они также содержали красочные иллюстрации. А Даша рассказала ребятам о том, что она со старшей сестрой ходила в сельскую детскую библиотеку. Там она видела очень много разных детских книг. Детей этот рассказ очень заинтересовал.
Мы решили организовать для детей небольшую викторину по русским народным сказкам. Сообщили детям, что в детский сад пришло электронное письмо от (Емели, он не верит, что вы знакомы со сказочными героями и просит ответить на вопросы. Вы согласны?
Начинаем…
И так свои вопросы задает Емеля. (Слайд с изображением). Нужно прослушать загадку и ответить на вопрос: “ Кто это?”
1. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то
Кто, распростился с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей (–царевна-лягушка.)
2. Удивляется народ :
Едет печка, дым идет,
А он на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется. (Емеля.)
3. Ее перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет. (– Жар-птица.)
4. Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то. (– Волк и семеро козлят.)
.
5. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (– Маша и медведь.)
6. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода -
В ямке от копытца… (– сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
Во время проведения викторины дети получали фишки за правильные ответы.
Дети знают не все сказки.
Дети согласились с тем, что они уже знают много русских народных сказок. А как можно узнать ещё больше? Что именно хотели бы узнать о русских народных сказках.
Изучив интересы детей, мы с участием детей и их родителей организовали в группе библиотеку русских народных сказок : книги, картины, репродукции к сказкам. Наполнили среду играми : «Салат из сказок», кукольный театр, разрезными картинками, детской фонотекой с русскими народными сказками, материалами для детской продуктивной деятельности.
Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.
(фото)
Интересы внутри темы или, что мы хотим узнать?
• Почему у русских народных сказок нет автора?
• Кто придумывал сказки?
• Кто рассказывал сказки?
• Зачем читать сказки?
• Как записывали русские народные сказки?
• Какие бывают сказки?
• Каких сказочных героев мы не знаем?
• Какие волшебные предметы ещё есть в сказках?
• Как назывались люди которые сочиняли и рассказывали сказки?
На основе детских высказываний мы (воспитатели группы) спланировали Проекты темы :
*Изготовление книжек-малышек. (придуманные сказки совместно с родителями) .
*Изготовление макета к русским народным сказкам.
*Рисование «Мой любимый сказочный герой».
*Прочитать с родителями дома одну сказку.
* Экскурсия в библиотеку.
Итоговый проект «Музей «Русская народная сказка» :
• Макеты к русским народным сказкам.
• Зарисовка плана –схемы, по которому можно рассказать всем детям в группе сказку, которую прочитали дома с родителями.
• Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
• Книжки –малышки.
• Презентация музея для родителей. Рассказывание сказок при помощи плана –схемы.
2 этап Обсуждение проблемы и принятие ситуации:
• --Где мы можем узнать ответы на предложенные вами вопросы?
• --В библиотеке. Спросить у родителей. Бабушка расскажет. Прочитать в интернете. Собственные исследования детей.
Воспитатель предлагает:"Давайте вместе составим план-схему, экскурсии в библиотеку" (составление плана-схемы.)
(фото)
3 этап. Выполнение проекта :
Экскурсия в сельскую детскую библиотеку.
(фото в библиотеке)
Сюжетно –ролевая игра «Библиотека»
(фото)
Дети дома вместе с родителями делали книжки –малышки, с придуманными ими же сказками, выполняли иллюстрации к ним.
(фото несколько)
Конструирование из цветной бумаги и бросовых материалов макетов к сказкам :
(фото несколько)
Рисование «Мой любимый сказочный герой»
(фото)
Игра «Разрезные картинки»
В книгу сказок забрался Бедокурка и набедокурил: разрезал ножницами иллюстрации сказок. Их необходимо восстановить. Капитаны получат по конверту. На счёт «ТРИ» его вскрывают. В конвертах иллюстрации к сказкам. В каждом по 10 фрагментов.
(Фото)
Конкурс рисунка
На листе бумаги нарисовать сказочного героя и показать другой команде.
Которая должна будет отгадать из какой сказки этот герой.
1) Сказка «Теремок»
2) Сказка «Колобок»
Игра «Салат из сказок»
Отгадайте, какие сказки перепутались?
1. – Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая. Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал волк бабку. Бабка за внучку, внучка за Жучку.»
2. «Жили-были дед да баба. Была у них курочка репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в теремке живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце.».
Ответы:
(«Курочка Ряба»)
(«Теремок»)
(«Колобок»)
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
(«Репка»)
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
(«По щучьему велению»)
(«Хаврошечка»)
(фото)
КВН. Вопросы для команд:
1. Какие волшебные предметы есть в русских сказках? (Палочка, гребень, топор, шапка-невидимка, дубинка и т. д.)
2. На чем передвигаются сказочные герои? (Гуси-лебеди, ступа, сапоги – скороходы, ковер- самолёт и т. д.)
3. В каких русских народных сказках встречается цифра три(«3 медведя»,3 сына «Царевна – лягушка»,»Кот козел да баран», три испытания «Хитрая наука»)
4. Сколько испытаний пришлось преодолеть отцу из сказки «Хитрая наука «чтобы вернуть сына? (голубь, жеребцы, добрые молодцы)
5. Какая сказка заканчивается совами : Тем сказке конец, а мне водочки корец? («Хитрая наука»)
6. Как добывали огонь звери из сказки «Кот козел да баран»? (бились звери рогами)
7. Сколько лет учился сын в сказке «Хитрая наука»? (3)
8. За сколько рублей продал старик Люпунюшку в одноименной сказке(100)
9. Откуда появился Липунюшка? (из хлопка)
10. Назовите задания для невест в сказке «Царевна-лягушка»? (испечь хлеб, соткать ковер, явиться на пир)
11. Сколько зверей жило в теремке в одноименной сказке? (муха-горюха, комар-пискун, мышка- норушка,лягушка – квакушка, зайка- поплутайка, лисичка сестричка, серый волк)
12Чем заканчивается сказка «Теремок»? (медведь ударил лапой по терему и разбил его)
4 Этап : Презентация проекта.
На презентацию приглашены родители.
Ребёнок –экскурсовод показывает экспозиции в музее и ведёт рассказ.
Дети, которые готовили схемы к сказкам дома совместно с родителями рассказывают свою сказку для всех.