Елена Максимова
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи «Поможем бабушке Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность. В старшей группе (развитие речи)
«Поможем бабушке Федоре»
Образовательные задачи
• Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».
• Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зри-тельной опорой.
• Совершенствовать грамматический строй речи.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи „Поможем бабушке Федоре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
• Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику ориентацию в пространстве.
• Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.
Воспитательные задачи
• Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.
• Формировать желание помочь Федоре, попавшей в беду.
Словарная работа: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан; мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить; тарелочка, кастрюлька, блюдечко, ложечка, вилочка, кружечка, самовар.
Форма проведения — игровая обучающая ситуация.
Материалы и оборудование: картинка-загадка стрелки, конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним, картинки с изображениями посуды, «дерево с посудой», шкаф для посуды, самовар на подставке, плоскостное изображение тарелок с кашей, маски посуды, костюм бабушки Федоры.
Ход
Дети стоят в кругу.
Педагог
Постарается Настюшка, Меня увидит Ксюша, Ушки слышат у Тимурки и Альберта, Севушка со мной играет, Диана знания закрепляет. Поднимите руки выше, Кто имен своих не слышал. Дети, чьи имена не прозвучали в речёвке, поднимают руки и по очереди называют свои имена.
Педагог
Запоминает наша голова Важные поступки и умные слова. Дети гладят себя по голове.
Слушаем внимательно. Подносят руки к ушам. Смотрим обязательно. Подносят руки к глазам.
Взрослых не перебиваем. Грозят указательным пальцем.
Знаний много получаем. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
Педагог. Ребята, хотите отправиться в путешествие?
Дети. Хотим!
Педагог. А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовете предметы, которые спрятались на картинке, одним словом.
Дети рассматривают картинку-загадку с изображениями нескольких предметов посуды, например: кастрюля, чайник, чашка, блюдце.
Дети. Посуда.
Педагог. Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие?
Предположения детей.
Педагог. Мы сегодня отправимся с вами в удивительное путешествие в
страну, которой нет ни на одной карте.
Это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания
приключения. (Обнимает детей, ласково приговаривая) Я ребяток собираю в
путь-дорожку приглашаю. Будьте внимательны, но и не бегите вперед. В незнакомом месте лучше держаться всем вместе.
Дети с педагогом делают несколько шагов и останавливаются перед самоваром, который стоит на табурете.
Педагог
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке-
Самовар стоит.
Словно жар горит.
Ребята, а кто помнит загадку о самоваре?
Дети (построчно или хором)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела!
Педагог. В таком нелегком путешествии нам придется много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Поможем ему : проговорим загадку и пойдем дальше.
Дети ещё раз повторяют загадку, четко проговаривая каждое слово. Педагог предлагает продолжить путешествие. Дети идут по направле-нию «дерева», на ветках которого вместо плодов висят картинки с изображением посуды.
Педагог.
Чудо-дерево растет,
Чудо-чудо-чудное,
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А ложечки да чашки,
Поварешки на нем!
Дети, а что еще вы видите на этом чудесном дереве?
Дети перечисляют предметы посуды.
Педагог. Правильно, а теперь вам нужно назвать предметы посуды ласково. Все готовы, ребятишки? И девчонки, и мальчишки? Игру мы дружно начинаем, Посуду ласково называем.
Игра «Назови ласково»
Дети выбирают любой предмет посуды и называют, его ласково: тарелочка, ложечка, кастрюлечка, блюдечко, вилочка, кружечка и т. д.
Педагог. Молодцы, ребятки! Быстро и дружно вы справились с моим заданием! Ребята посмотрите. А под деревом еще что то есть? Вам нужно найти лишний предмет на картинке.
Игра «Что лишнее?»
Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор, например: «Яблоко лишнее, это фрукт. А все остальное — посуда».
(Появляется Федора.)
Федора (поет).
Ой-ой-ой, ой-ой-ой!
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы в канаву упадете,
Вы утонете в болоте!
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!
Педагог. Дети, вы узнали, кто это?
Дети. Это бабушка Федора.
Федора. Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают, на приветствие.)
Вы меня узнали?
Дети. Да.
Федора. Знаете, из какой сказки я пришла?
Дети. Из сказки «Федорино горе». Педагог уточняет у детей, помнят, ли они автора этой поучительной сказочной истории. При необходимости взрослый называет сам — Корней Иванович Чуковский.
Федора. Знаете, какое у меня горе?
Дети. Убежала посуда.
Федора. А почему вся посуда убежала от меня?
Дети. Не любила, била, запылила, закоптила, загубила.
Педагог. Ах ты несчастная Федора!
Федора (плачет). Что же мне теперь делать?
Педагог. Ребята, подскажите Федоре, как надо ухаживать за посудой.
Дети. Посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить.
(Дети выставляют картинки.)
Федора. Ох, не буду, ох, не буду Я посуду обижать. Буду, буду, я посуду и любить, и уважать. А вы умеете ухаживать за ней!
Посуда. Физминутка
(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)
Раз, два, три, четыре,
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Мы посуду перемыли:
(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Федора. Вот так чудеса! Я и не знала, что за посудой так нужно ухаживать. Помогите мне, ребята, расставить посуду на свои места.
Педагог. Нужно поставить чайную посуду на поднос; столовую посуду на стол; кухонную посуду в шкаф.
Куда поставим чашку, блюдце, сахарницу, чайник?
Дети. На поднос.
Педагог. Тарелки?
Дети. На стол.
Педагог. А где будут храниться кастрюля, сковородки, чайник?
Дети. В шкафу.
Педагог. Молодцы, ребята, быстро навели порядок! У каждого предмета, вещи должно быть в доме свое место, Федора.
Федора. Спасибо, ребята, за помощь. А теперь загадаю вам загадки:
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Сделаны они из стекла, предназначены для чая, сока, молока. (Стаканы.)
На огне я стою, еду вкусную варю. (Кастрюля.)
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)
Молодцы! Все загадки отгадали!
Динамическая пауза. «Чайник»
Привет, я чайник Руки вверх, помахать ими.
Большой и толстый. Руки на пояс, наклоны вправо-влево.
Вот моя ручка, Правую руку на пояс.
А вот мой носик. Левую руку вверх – рывки руками.
Если буду кипеть, Повороты кругом.
Я буду свистеть
С печки меня возьмешь, Наклоны вперед.
Чаю себе нальешь. Дети садятся на свои места.
Педагог. Дети, давайте мы продолжим наше путешествие и возьмем Федору с собой. И поиграем в игру «Кто я?»
Дети идут дальше.
Игра «Кто я?»
Педагог. Один из детей подходит к столу, я ему надеваю шапочку, «превращаю», он поворачивается к вам. Вы же, не называя этого предмета должны сказать, что делает этот предмет, что можно с ним делать, а … должен догадаться – кто он: чайник, кастрюля, ваза, вилка, кружка, бидон, сахарница, сковорода.
Педагог. Дорогие ребята, давайте разукрасим чайник и подарим его Федоре в память о нашем путешествие, но приклеивая кружок вы должны сказать, что вам понравилось в путешествии или не понравилось?
Ответы детей.
Федора. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы молодцы, замечательно справились с заданиями, были внимательными, научили меня пользоваться посудой.