Рина Жукова
НОД. Образ моря в произведении А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Образ моря в произведении А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель:
Развивать умение прочувствовать эмоциональный фон произведение и соотнести его с образом моря в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Задачи:
1. Углубить и расширить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.
2. Развивать умение прочувствовать эмоциональный настрой произведения.
3. Развивать умение по характеру прослушанной музыки определять, к какому состоянию моря она относится.
4. В экспериментальной деятельности проследить стадии образования бури на море.
Публикация «НОД, Образ моря в произведении А, С, Пушкина „Сказка о рыбаке и рыбке“,» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
Предварительная работа:
1. Чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. Работа со словарем произведения, объяснение всех непонятных слов.
3. Рассматривание картин с изображением моря, беседа о море.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, картинки с изображением моря в разных состояниях, книжка с произведением А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»с иллюстрациями, отдельные иллюстрации; магнитофон с записями Клода Дебюсси «Лунный свет. Море» и Ванессы Мэй «Шторм»; прозрачная емкость, вода, песок, камешки, ракушки, краски для экспериментирования; карандаши и бумага для рисования.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель обращает внимание детей на портрет, рассказывает об А. С. Пушкине, о его «сказочном» творчестве. Затем останавливается на иллюстрациях к «Сказке о рыбаке и рыбке».
- Ребята, а к какой сказке Пушкина эти иллюстрации? (ответы детей)
Далее воспитатель рассказывает ключевые моменты сказки, выставляя походу повествования картинки с изображением моря в разных его состояниях.
Беседа по содержанию «Сказки».
- Ребята, вам понравилась сказка? А какой герой вам понравился больше всего?
- А каких людей высмеивает в своем произведении автор?
- Каким вам показался старик? Какой у него характер? Какие качества ему присущи?
- Ребята, как вам кажется, есть ли связь между состоянием моря и желаниями старухи? (Да, чем больше хочет получить старуха, тем сильнее бушует море). Далее воспитатель возвращается к картинкам с изображением моря и вместе с ребятами проговаривает, указывая поочередно на картинки, после какого желания старухи море стало таким.
Медитация.
- Ребята, посмотрите как Пушкин по разному описывает каждый раз море, как он удачно передает буйство стихии словами! (зачитывает отрывки из произведения) А как еще можно это передать? Какими средствами (в рисунке, музыкой).
- А давайте попробуем послушать музыкальное произведение и постараемся определить, какое море хотел передать нам композитор. Лягте подобнее, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на морском побережье. Прислушайтесь к музыке, какое море вы видите перед собой?
Воспитатель включает отрывок из произведения Клода Дебюсси «Лунный свет. Море». Дети делают выводы, что море спокойное. Воспитатель включает Ванессу Мей, композицию «Шторм». Дети слышат, что темп музыки стал быстрым, делают вывод, что погода ухудшилась. На море шторм. (для облегчения задачи, можно использовать музыку, аранжированную со звуками моря).
Воспитатель просит детей описать, как буйствует стихия, показать руками как волны бушуют на море (дети лежа на спине поднимают руки вверх, и размахивают ими, изображая волны). После чего дети встают.
Эксперимент.
- Ребята, а небо какого цвета во время бури? (хмурое, все затянуто грозовыми тучами)
- А какая цветом вода на море во время бури? (темная, черная, мутная, грязная). А давайте попробуем узнать, почему так происходит? У вас есть догадки на этот счет? Давайте создадим свою бурю и все посмотрим? (воспитатель и ребята проходят к столу, где приготовлено все для экспериментирования). Показывает ребятам емкость с водой:
-Вот это наше море, но что-то ему не хватает? Как вы думаете, что лежит на морском дне? (камушки, ракушки, песок) Давайте исправим ошибку. (ребята выкладывают на дно емкости все необходимое)
- Посмотрите, поменялся цвет воды в нашем море? (дети смотрят на воду, она стала желтой, мутной)
- А теперь давайте создадим на нашем море бурю, высокие волны ходят по нему (воспитатель размешивает поверхность воды, имитируя волны и поднимая песок со дна). Цвет воды поменялся? (стал немного темнее, вода более мутная)
- Ребята, а что еже есть на морском дне, помимо камешков и песка? Кто живет в море? (рыбы, растут водоросли) Правильно, и сильный шторм колышет воду до самого дна и поднимает с него не только песок, но еще ил и водоросли. Давайте мы изобразим водоросли и ил красками. (Воспитатель помогает детям добавить в воду немного зеленой и черной краски)
- Ну, теперь у нас настоящий шторм! Какой стала вода (черной, грязной). Теперь мы с вами точно знаем, почему так происходит! (ребята проговаривают: «Потому что со дна поднимается песок, ил, водоросли»)
Итог занятия – рисование:
- Ребята, мы сегодня с вами и впрямь побывали на море, видели и слышали его в хорошую погоду и в бурю. А теперь я предлагаю вам нарисовать море таким, каким оно вам запомнилось больше всего.
Ребята проходят за столы и рисуют море. Воспитатель включаем звуки прибоя. Дети, выполнившие задание, вывешивают свои работы на магнитную доску. Когда все закончили, все подходят и рассматривают свои рисунки, сравнивают у кого какое море, и рассказывают, почему оно им запомнилось.