Нина Николаевна Зайцева
Непосредственно-образовательная деятельность «Чудо-лимон»
Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: «ЧУДО- ЛИМОН».
Цель. Создание условий для практической деятельности посредством ознакомления со свойствами лимона.
Задачи:
-создать условия для экспериментирования с лимоном;
-расширить знания детей о свойствах лимона;
-создать условия для развития наблюдательности и приобретения практического опыта.
-развивать умение делать выводы;
-создать условия для работы в парах, в микрогруппах (социально- коммуникативное развитие);
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „Чудо-лимон“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
-обеспечит условия для обмена жизненным опытом;
-воспитывать безопасность и аккуратность в работе.
Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.
Организация детских видов деятельности :
1. Общение ребенка с взрослым.
2. Общение ребенка со сверстниками.
Методы : словесный, экспериментально- поисковый, наглядный, репродуктивный.
Приемы: игровой, сюрпризный, демонстрационный, показ.
Предварительная работа: заучивание стихов о лимоне, чтение научных данных в энциклопедии, практическая работа- проведение опытов.
Материал: посылка, письмо, лимоны,яблоки, вода, чай, настольные лампы стеклянные стаканы, ушные палочки, разделочные доски, ваза под лимоны, белые листы бумаги.
Словарная работа: цинга.
Ход организованно - образовательной деятельности.
1. Вводная часть. Организационно-мотивационный момент.
Воспитатель. Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их.
ИГРА_- ПРИВЕТСТВИЕ.
-Встанем рядышком по кругу,
-Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
-Нам здороваться не лень!
-Всем «Привет!» и «Добрый день!»
-Если каждый улыбнется,
-Утро доброе начнется.
-«Доброе утро! Всем приятного дня!»
(Стук в дверь, заходит вахтер)
-Здесь, подготовительная группа «Ромашка»?
(дети отвечают).
-Вам посылка. Возьмите. (на посылке письмо).
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Как вы думаете, кто нам ее прислал? Да тут еще и письмо?
(дети рассуждают, читают письмо.)
«Давно живу на белом свете. Наблюдаю за своими хозяевами, покой их охраняю. Они по вечерам чаи распивают, режут какие-то шарики желтые на дольки, в чай бросают. Причмокивают. Я попробовал откусить, рот перекосило и вкус противный. А хотелось бы знать все об этих шариках. Может вы мне поможете?» Домовой.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Сможем помочь? А как?
( дети рассуждают: нюхают посылку, определяют наощупь, по цвету, по вкусу).
ДЕТИ.
-Твердые, желтые, овальные, кислые шарики-это и есть лимоны.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-А домовому, как можем рассказать о необычных свойствах лимона? (дети рассуждают).
-Давайте опытным путем докажем домовому, что эти шарики –лимоны обладают полезными свойствами. Приглашаю вас в лабораторию. Глаза закрыли. Вокруг себя повернитесь, в лаборатории окажитесь.
2 ОСНОВНОЙ ЭТАП.
1 ОПЫТ «ЛИМОН В ЧАЕ».
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Докажите, что чай от присутствия в нем лимона меняет цвет.
(Дети опускают в одну чашечку дольку лимона. А в другую нет. Дети рассуждают. ВЫВОД. Чай от присутствия в нем лимона становится светлее, на вкус становится кислый.
2 ОПЫТ. «НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА».
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Докажите, что лимонным соком можно рисовать. Возьмите лимон, выжмите сок и ушными палочками нарисуйте.
-Что получилось?
ДЕТИ. Какие-то невидимые рисунки.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Когда невидимые чернила высохнут, нагреем свои листочки над включенной настольной лампой.
Вывод. На листочках появляются невидимые рисунки.
ВОСПИТАТЕЬ. Видите, какой необыкновенный фрукт лимон. Обладает массой полезных свойств.
3опыт. «Водоплавающий лимон».
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Говорят лимон плавает - докажите.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
- У вас 2 лимона, один очищенный, другой-нет. Опустите их в
емкость с водой. Что мы видим? Очищенный утонул, неочищенный остался на поверхности. Почему?
(Дети рассуждают).
ВЫВОД. .В кожуре лимона есть множество ямочек и там есть воздух, который позволяет остаться лимону на поверхности.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ЭКСПЕРИМЕНТ.
«НЕШЕ ТЕЛО ВСЕГДА СЛЕДУЕТ ЗА МЫСЛЯМИ».
-Вытяните руку, закройте глаза и представьте, что вы обхватываете пальцами воображаемый фрукт. Ощутите шероховатость кожуры холодного свежего лимона. Представьте яркий, желтый цвет фрукта. Поднесите руку к носу: вдохните и почувствуйте приятный свежий запах лимона. Теперь поднесите ко рту и представьте себе, как вы его кусаете. Чувствуете, как ваши зубы прокусывают кожуру и на язык попадает сочная лимонная мякоть. Теперь разжуйте лимон во рту. Что вы почувствовали?
Дети рассуждают- кислый вкус.
-А что почувствовали взрослые?
(ответы взрослых гостей).
4 ОПЫТ. «ЛИМОН ОБЛАДАЕТ ПОЛЕЗНЫМИ СВОЙСТВАМИ».
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-ДОКАЖИТЕ. Возьмите каждая пара яблоко - разрежьте пополам и на одну из половинок положите пластик лимона, а другую половинку оставьте без лимона. Немного подождем. А пока ждем, вы ничего не хотите мне рассказать о лимоне. Дети рассказывают.
О ЛИМОНЕ.
-Лимон привлекательный
-Желтой расцветки.
-На дереве жил,зацепившись за ветки.
-Как пахли приятно
-Лимонные щеки.
-Под шкуркой бродили
-Лимонные соки. (Катюша К)
-Но странно, никто не хотел с ним водиться,
-Не ели его ни букашка, ни птица.
-Висел он под солнцем, кислея, скучая,
-Но вскоре увиделся с чашечкой чая. (Рома И.)
ДЕТИ.
-А мне бабушка сказала: «Ешьте лимон ежедневно
и вы будете здоровее и проживете дольше».
-Я предлагаю положить лимон в морозильную камеру и натирать его во все блюда, даже в кашу, т. к. в нем содержится много витаминов А,В, С.
-Лимонная кожура содержит в 5-10 раз больше витаминов, чем лимонный сок.
-Лимон регулирует кровяное давление.
-Раньше лимон называли индийским яблоком. Его привез к нам великий мореплаватель Джеймс Кук. Он вылечил моряков от цинги и был награжден медалью королевского и британского общества.
ВЫВОД. Много интересного и полезного мы узнали о лимоне.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Возвращаемся к 4 опыту. Что произошло с половинками яблок?
ДЕТИ. Яблоко,покрытое лимоном не изменило цвета, а яблоко без лимона стало коричневым.
-Почему?
Дети рассуждают.
ВЫВОД. В яблоке есть частички железа, они невидимы и соприкасаясь с кислородом, начинают темнеть. А лимонный сок покрыл пленочкой срез яблока и кислород не смог добраться.
3. РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Мы разрешили проблему?
-Помогли домовому?
-Вам понравилось проводить опыты?
-Что больше всего понравилось?
-Какие трудности вы испытывали?
-Интересно было работать в парах?
-А как мы передадим все это домовому?
Вы мне тоже очень понравились- были общительными, сообразительными, внимательными, доброжелательными.
(Рассуждения детей- по почте, электронной почтой).
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Пойдемте в группу и все выводы зарисуем. А ночью в нашу группу прилетит домовой, он посмотрит рисунки и с большим удовольствием попробует лимоны.
-Раз-два- вокруг себя повернись, в группу удались.
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка по художественно - эстетическому развитию (рисование) в средней группе (культурная практика).
Тема: «Осенний коврик для ежика».
Цель. Создание условий для обогащения опыта игрового взаимодействия детей, для развития творческих способностей детей средствами техник нетрадиционного рисования.
Задачи:
-создать условия для игрового взаимодействия и диалогического общения со сверстниками и взрослым;
-создать условия для отработки техники нетрадиционного рисования («печатка»);
-способствовать развитию воображения, фантазии;
-совершенствовать изобразительную технику (смешивать краски для получения осеннего колорита);
-обеспечить условия для работы в парах, в коллективе;
-создать условия для самостоятельного выбора партнера, материалов;
-вызвать интерес к созданию коллективной композиции: «Осенний Ковер для ежиков».
-воспитывать аккуратность в работе.
Формы работы: индивидуальная, в пара, коллективная.
Организация детских видов деятельности.
1. Общение ребенка с взрослым.
2. Общние ребенка со сверстниками.
3. Совместная деятельность - нетрадиционное рисование.
Методы: словесный, наглядный. Репродуктивный.
Приемы: игровой, демонстрационный, показ, сюрпризный.
Предварительная работа: наблюдение листопада на прогулке, рассматривание и сбор листьев красивой формы. Д/игра «С какого дерева листок»? Лепка ежиков с ежатами.
Заучивание стихов, песен об осени, о листопаде.
Материал: игрушка-ежик, букет осенних листьев из бумаги, засушенные листочки, листочки-печатки, гуашевые краски, лист белого ватмана, палитры, баночки с водой,, влажные салфетки, поролоновые губки, «чудесный мешочек», шоколадные медальки.
Словарная работа: листопад, печать.
Ход совместной деятельности.
1. Вводная часть. Организационно-мотивационный момент.
Воспитатель. Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.
Давайте поздороваемся и своими улыбками подарим им хорошее настроение.
ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ.
-Здравствуйте, ручки.
-Здравствуйте, ножки.
-Здравствуй, моя голова.
-Здравствуйте, гости.
-Это я! ( по очереди перечисляют свои имена: София, Варя, Игорь и т. д).
Воспитатель. И я- Нина Николаевна.
(Слышно, как где-то храпит, сопит, шуршит листьями ежик).
Воспитатель. Ой, что это такое? Какая –горка, ничего не понимаю, кто там сидит? Как вы думаете, кто спрятался под листочками?
(Дети разгребают листья находят Ежика- игрушку.)
ЕЖИК. Здравствуйте, ребятки. Я Ежик, без головы, без ножек. Мне так холодно, что я весь дрожу, замерз. Я же должен вспячку лечь, но я от холода не могу уснуть.
ВОСПИТАТЕЛЬ. -Как ребятки мы можем помочь ЕЖИКУ?
(Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что они могут нарисовать - КОВРИК-ОДЕЯЛКО из листьев).
ВОСПИТАТЕЛЬ. (Показывает два – три листочка, описываю точным и выразительными словами форму и окраску. Например Лист клена-он похож на корону, осень окрасила его в желтый солнечный цвет, будто золотую корону и добавила несколько пятнышек-здесь светло-зеленое, а здесь –оранжевое).
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Дети. Я хочу вам предложить выбрать материал, чтобы порисовать интересным способом -«ПЕЧАТЬ».
-Что мы с вами уже рисовали печатью?
-( Ответы детей :цветочки, листочки).
-Кто не рисовал, я могу рассказать и показать (показываю осенний листочек наношу на него краску. Стараясь передать окраску листа и прикладываю к бумаге, точно так же делаю с листочками- печатками. Предлагаю детям разделиться на пары по любви и приступить к волшебному рисованию).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
ВОСПИТАТЕЛЬ. -Дети, давайте поиграем с пальчиками.
-Раз, два, три, четыре, пять - загибаем пальчики.
-Будем листья собирать - сжимаем, разжимаем кулачки.
-Листья березы - загибаем большой пальчик.
-Листья рябины - второй пальчик загибаем.
-Листья тополя - третий пальчик.
-Листья осины - четвертый.
-Листья дуба мы соберем- 5 пальчиков.
-Маме осенний букет отнесем-кулачки шагают.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РИСОВАНИЕ ОСЕННЕГО КОВРИКА.
(Дети рисуют под музыку. Я вместе с ними,рисую или помогаю, если просят помощи).
3. РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (итог).
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Нравится вам наш коврик?
-Как вы считаете, справились с заданием ежика?
-Что больше всего вам понравилось сегодня делать?
-Какие трудности испытывали при рисование?
-Какое настроение вызывает у вас нарисованный коврик?
-Как вы думаете, ежик нам будет благодарен?
-Тогда давайте подарим ему коврик и споем песенку.
( Дети исполняют песенку : «Листик красный, листик желтый».)
ЕЖИК. -Ой, ребятки, спасибо, вам большое. Мне теперь тепло будет всю зиму на этом коврике. А от меня вам подарочки из леса-вот этот осенний чудесный мешочек. До свиданья, ребятки!
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
ВОСПИТАТЕЛЬ.
-Хотите посмотреть, что в нем?
(Ответы детей. Дети наощупь выбирают себе подарки от ЕЖИКА-золотые монетки – шоколадки).