Марина Васильева
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми 5–6 лет «Чудесные превращения воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
«Чудесные превращения воды»
Цель: расширение представлений детей о воде, ее свойствах.
Образовательные задачи:
1. Закрепить полученные знания о воде.
2. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
3. Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
4. Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.
Развивающие задачи:
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность с детьми 5–6 лет „Чудесные превращения воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь.
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
3. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
2. Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
3. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: жидкое и газообразное, твердое состояние.
Ведущая образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, физическая культура.
Вид детской деятельности : Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Предметно-развивающая среда образовательной деятельности :
Глобус, карточки – схемы свойств воды, атрибуты для опытов,
Раздаточный материал: карточки – схемы для зарисовок
Предварительная работа: беседы о свойствах воды, эксперименты с водой изодеятельность, рассматривание и чтение книг.
Методы и приемы:
1. Наглядные: карточки – схемы, презентация.
2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
3. Положительная мотивация.
4. Практические действия: проведение опытов.
5. Игровые.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент
Дети входят в группу:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель предлагает собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус скрыт большой салфеткой.
Воспитатель предлагает догадаться, что находится под салфеткой, отгадывая загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Дети отгадывают загадку, снимают салфетку.
2. Закрепление пройденного
Беседа с детьми о глобусе
Воспитатель: Что это такое (Это глобус.)
- Что такое глобус? (Это модель Земли.)
- Какой формы наша планета-Земля? (Круглая.)
- На глобусе много голубого цвета, что это? (Это вода - моря, реки, океаны.)
- Что обозначено желтым цветом? (Это суша.)
- Чего больше на Земле: воды или суши? (Воды.)
- Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет,
- Если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Голубого.)
- Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
- Теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса. (Слайд 1)
- На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле!
- Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле?
(В реке, в океане, в море.)
- Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода.
Вы слыхали о воде, говорят она везде (Слайд № 2)
Вода в море (Слайд № 3)
Вода в озере (Слайд № 4)
Вода в океане (слайд № 5)
Кому нужна вода? (Людям, животным, растениям) (Слайд № 6)
-Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле, вода – это основа жизни
- Ребята, скажите, как люди используют воду? (Пьют, пищу готовят, моются, купаются и т. д.) (Слайд № 7 № 8)
- Молодцы! Всё правильно сказали.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру
«Назовите свойства воды»
- Мы вспомним те свойства воды, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.
Я буду выставлять схемы - карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство изображено.
Схема – вода прозрачная. Докажите.
Дети подходят к столу с атрибутами и рассказывают:
(В стакане с водой видно ложку, а в стакане с молоком ложки не видно, значит вода прозрачная.)
Схема – вода не имеет формы, она жидкая. Докажите.
(Воду можно переливать из одного сосуда в другой,показывает).
Схема – вода не имеет вкуса. Докажите.
(У воды появиться вкус, если в нее добавить сахар или соль.)
Схема – вода не имеет запаха. Докажите.
(В одном стакане простая вода – она не пахнет, а в другой добавим лимон и сразу появиться запах.)
Воспитатель:
Молодцы! Справились с заданием. Предлагаю немного отдохнуть. Музыкальная динамическая пауза
3. Практическая часть.
Игра «Что общего?»
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на экран и скажите, что изображено на картинках?
(На слайде изображены – иней, вода, лед, облака, пар, роса)
- Почему, эти картинки я объединила вместе? (Это все – вода.)
- А сейчас мы отправимся в нашу «Загадочную лабораторию». Мы снова станем учеными, и продолжим исследовать воду. Наденьте свои пейджики.
- Кто такой ученый-исследователь?
(Это – много знающий и образованный человек; который проводит опыты, эксперименты и узнает что-то новое.)
- Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода. Вы готовы?
- Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Дети садятся на стульчики перед столами.
По середине группы – стол для опытов.
Воспитатель:
- Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:
- Зарисуйте в ваших картах схему, как соединены капельки воды в жидком состоянии.
- Где вода бывает в жидком состоянии? (В реке, море, океане.)
- Но вода бывает не только в жидком состоянии.
- Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)
- Для чего нужен термос?
(Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)
- Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар?
(Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)
Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.
Воспитатель:
- Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? Что стало с паром, во что он превратился?
(Пар превратился в воду.)
- Значит, пар – это тоже вода.
- Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду.
- Расскажите, когда вода бывает паром? (Зимой на улице дышим.)
- В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным.
- Газообразное состояние можно изобразить так:
- Зарисуйте в ваших картах схему, как соединены капельки воды в газообразном состоянии
- А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.
- Предлагаю выйти к столу Карине. Он покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Карина: Я налила воду в формочку и поставила в холодильник.
При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.
Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.
Воспитатель:
- В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)
- Расскажите, в виде чего бывает вода в твердом состоянии? (Снег, град, иней, сосульки.)
- В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:
Зарисуйте в ваших картах схему, как соединены капельки воды в твердом состоянии
Проверьте друг у друга, правильно ли вы зарисовали состояния воды.
Итак. Скажите, в каких состояниях может быть вода.
(В жидком, газообразном и твердом)
Вывод:
1. В газообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.
2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
Игра «Капельки»
(раздать детям ободки на голову в виде капелек)
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
Дети хаотично гуляют по кругу.
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом
Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.
Дети берутся за руки и образуют большой круг.
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода
Круг из детей вытягивается в овал.
Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)
Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой папа.
Дети бегают по группе.
Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
Дети обнимают друг друга.
Воспитатель: Сейчас я вам буду показывать картинки воды в разных состояниях, а вы, покажите как ведут себя капельки
Воспитатель показывает картинки реки, снега, пара из чайника, моря, ручейка.
4. Итог. Обратная связь.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы!
- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?
- О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?
– Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите – это я. Сейчас моя фигурка пойдет гулять. Если вам понравилось наше занятие, то вы прикрепите разноцветные цветы. А если нет – то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.
(Дети прикрепляют цветы или тучки. Педагог благодарит детей за цветочки и выясняет, если есть, почему дети прикрепили тучку)
– Спасибо, вам ребята.