Макарова Нина Геннадьевна
Непосредственно образовательная деятельность «Как появился календарь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность «Познавательное развитие» в старшей группе
тема: «Как появился календарь»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, вызывать стремление планировать свою жизнь, используя календарь.
Задачи:
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Как появился календарь“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Образовательные : Закреплять у детей понятие «время», знакомить с разновидностями календаря и его назначением для людей
Развивающие: Развивать умение измерять время при помощи календаря.
Воспитательные: Воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни.
Форма: групповая
Методические приемы: наглядные, словесные
Оборудование: календари (разные виды, мяч
Предварительная работа:
• чтение сказки 12 месяцев;
• беседа о временах года;
Ход взаимодействия.
Организационный момент.
-Дети, я сегодня пришла в детский сад и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала читать, а решила дождаться вас. А вы хотите узнать, кто его прислал? (Да)
- А прислала его нам девочка Настенька. Кто вспомнит, в какой сказке живёт девочка с таким именем? (12 месяцев)
-Послушайте загадку, которую нам прислала Настенька:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
Кто это, о каких братьях идёт речь? (Месяцы)
- Хорошо, молодцы! Ой, а здесь ещё одна загадка, слушайте внимательно! Если вы отгадаете, то получите сюрприз от Настеньки!
Каждый день он роняет листок,
А как год пройдёт –
Последний лист отпадёт.
Что это? Да, сложная загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, и узнали что-то новое! А вы хотите много знать? А получить сюрприз?
-Давайте, тогда немного вспомним.
Закрепление пройденного материала.
- Что помогает нам и всем людям отсчитывать время? Кто, вспомнит? (Часы)
- А зачем нам нужно знать и следить за временем? (ответы детей)
-Да ребята и нам с вами, и взрослым очень нужно знать и следить за временем, чтобы все успеть, никуда не опоздать.
-Но ведь нам нужно узнать что-то новое для того, чтобы отгадать загадку. Вы хотите узнать, с чем мы сегодня познакомимся?
Изучение нового материала.
- А сегодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам отсчитывать время. Что это? (показываю календари).
- Верно, посмотрите, какие они разные. Рассматриваем.
- Сегодня я расскажу вам, как появился календарь, какие они бывают.
- Вот это отрывной календарь, какой он по толщине? Каждый листок это день года. Все эти дни люди разложили на месяцы. Какие вы месяцы вы знаете? Назовите их.
-Вот это карманный календарь. Как вы думаете, почему его так назвали?
-А это настенный календарь. Почему его так назвали?
-Здесь лежит настольный перекидной календарь.
-Чем все эти календари похожи? (в календарях по 12 месяцев). А отличаются?
(внешним видом)
-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает? (знать какой месяц, день, год)
-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета.
Вот - здорово!
Итак, зачем нам нужен календарь?
С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.
А сейчас я расскажу вам историю появления календаря.
-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (показ на карте). Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим месяцам. Так появился первый календарь.
- Интересно?
Закрепление изученного материала.
-А вы знаете дни недели? Хотите поиграть в игру? «Я день недели назову, а ты продолжи». Молодцы, правильно назвали (садимся на свои места, руки на стол, ноги прибрали, спинки прямые)
-Календарь показывает не только день недели, месяц, но и время года помогает узнать. Я хочу вам загадки загадать, отгадаете и узнаете время года:
1. «Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю» зима
2. «Она приходит с ласкою и со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветет» весна
3. «Зеленеют луга, в небе радуга - дуга
Солнцем озеро согрето, всех зовет купаться … лето
4. Пусты поля, мокнет земля
Дождь поливает, когда это бывает? осень
Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали времена года.
Ой, да мы же совсем забыли про загадку. (Читаю повторно последнюю загадку).
Каждый день он роняет листок,
А как год пройдёт –
Последний лист отпадёт.
Что это? – календарь.
Верно, мы сегодня узнали много нового интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.
- Ребята, а у нас в конверте есть ещё – СЮРПРИЗЫ, от Настеньки! Хотите посмотреть?
Настенька подарила вам календари.
- Вам понравился сюрприз Настеньки? (Да)
И мне бы хотелось, чтобы у нас был тоже в группе календарь. Чтобы мы могли вместе с вами записывать важные события группы. Вы согласны?
5. Итог.
- Молодцы, ребята! Вы очень старались! На этом занятие подошло к концу.