Татьяна Ерещенко
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Наши пернатые друзья — птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование представлений детей о птицах и многообразии их видов;
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о различных видах птиц, особенностях их внешнего вида, образа жизни и питания; закреплять понятия перелетные и зимующие птицы, навыки классификации птиц по этим признакам; закреплять знание основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе „Наши пернатые друзья — птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Воспитательные: мотивировать детей любовь к бережному и заботливому отношению к птицам; формировать умение работать в коллективе, учить уважать мнение товарищей.
Развивающие: развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое мышление, внимание, память, воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Словарная работа: Активизировать словарь существительными и прилагательными.
Предварительная работа:
-рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Птицы», беседы по ним;
-наблюдение за птицами на прогулках и экскурсиях;
-отгадывание загадок о птицах, чтение стихотворений, сказок;
-дидактические игры на изучение порядкового и количественного счета и геометрических фигур.
Материалы и оборудование:
Картинки птиц: скворец, грач, ласточка, воробей, (перелетные, зимующая птицы); разрезные фото «Гнезд птиц с маленькими птенцами»; 3 знака, что запрещено делать в лесу: кричать, ломать деревья, разорять муравейники. деревья; руль для автобуса; фуражка для водителя; фонограмма для игры; фонограмма песня «Автобус»; фонограмма «Звуки птиц»; геометрические фигуры, счетные палочки, ленточки. гнездо с яичками, грач, сундучок с подарками для детей; Шапочки по количеству детей «перелетных» и «неперелетных» птиц.
Ход занятий:
Воспитатель:
- Ребята, встанем дружно вместе в круг (дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг. (каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).
Дружно за руки возьмёмся (дети берутся за руки)
И друг – другу улыбнемся. (улыбаются друг - другу)
Воспитатель: От наших улыбок стало светлее и теплее вокруг. У всех хорошее настроение! На улице солнышко светит ярче. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще какие изменения в природе произошли весной?
Дети: Стало теплее, снег уже растаял, появилась первая травка.
Воспитатель: Молодцы ребята! Весной, оживает и просыпается вся природа. И так хочется прогуляться в лесу… А кто из вас бывал там? А как вы добрались до леса?
Дети: (на машине).
Воспитатель: Нас очень много и мы в машину не поместимся. На чем ещё сможем доехать до леса?
Дети: (на автобусе).
Воспитатель: Ребята, но для начала получите билетики, для проезда в автобусе. Места в автобусе, занимайте, которые вы получили (цвет квадрата на стуле должен соответствовать цвету билета). В путь!
(Звучит аудиозапись с песней «Автобус»).
Воспитатель: Вот мы и доехали до леса. Но прежде, чем в него отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу (показ знаков, их разъяснение).
Воспитатель: А как в лесу хорошо, какой воздух! Чистый, лесной … (дыхательная гимнастика).
Воспитатель: Закроем глаза, и послушаем звуки леса! (Слушаем аудио запись с пением птиц).
Что вы услышали?
Ответы детей (птичьи голоса)
Воспитатель: Когда я зимой была в лесу, здесь было очень тихо. Редко ворона каркнет. А почему сейчас мы слышим так много птичьих голосов?
Ответы детей (Птицы вернулись весной из теплых краев)
Воспитатель: Какие птицы вернулись? Как их всех можно назвать? Ответы детей: (перелетные)
Воспитатель: Посмотрите, кто это там на дереве?
Ответы детей.
(Предложить детям присесть на полянку у дерева)
Воспитатель: А почему вы решили, что это птицы? Скажите, что у них общего?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем птицам крылья и хвост?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Птицы – наши друзья, помощники человека в поле и в саду! Представьте, ребята, что случилось бы, если бы птиц не было! Произошла бы настоящая беда: расплодились бы вредные насекомые, мелкие грызуны-вредители, которые уничтожали бы вокруг все растения, погибли бы деревья, пропали посевы на полях и в огородах.
Воспитатель: Это очень хорошо, что весной к нам возвращаются птицы! Назовите птиц, которые расположились на ветвях этого дерева (грач, ласточка, скворец, воробей). А на этом дереве все ли птицы перелетные?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Внимательно посмотрите на дерево, какая птичка здесь лишняя?
Дети: Воробей.
Воспитатель: Почему? Правильно, ребята, воробей не перелетная птица, потому что он живет у нас круглый год.
Воспитатель: А как называют птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Этим птицам помогают люди не погибнуть зимой от голода- устраивают кормушки. Если птица сытая – она не замерзнет. Вот и мы поместим нашего воробья на кормушку.
Игра «Перелетные - зимующие»
Воспитатель:
- А сейчас мы поиграем. Каждый из вас превратится в птичку. (дети выбирают себе шапочку с изображением птицы, которой он хочет стать, называют её, определяют перелетная она или зимующая). Заиграет музыка и птички наши отправятся в полет, если музыка остановится, то перелетные птицы подлетают к деревьям, а зимующие располагаются вокруг кормушки (игра повторяется 2-3 раза, ошибки детей объясняются и исправляются).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно определяли, какие птички перелетные, а какие зимующие.
Воспитатель: У птиц весной очень много забот. Скажите, а что они еще делают весной?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, птицы весной строят гнезда и высиживают птенцов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите это гнездо грача. Они строят гнезда из веточек. А вы знаете, какие еще гнезда строят птички?
Ответы детей.
Воспитатель: У птиц бывают самые разные гнезда! (Показ иллюстраций). У птиц много забот, вот и нам пора возвращаться в сад! Ребята, тогда занимайте места в автобусе, в путь!
(Звучит аудиозапись с песней «Автобус»)
Воспитатель: Вот мы и опять в саду. Для вас я подготовила задание: собрать паззлы с изображением птичьих гнёзд. Посмотрим, кто внимательно слушал и запомнил у кого из птиц какие гнёзда.
«Дети собирают разрезные картинки» (На столах лежат детали картинки птицы с птенцами в гнездах).
Воспитатель: У птиц весной появляются маленькие птенчики, они о них заботятся, согревают, кормят, берегут.
(Предложить детям посмотреть, что получилось друг у друга)
Воспитатель: Но некоторым птицам нужна помощь в устройстве «птичьего домика».
Воспитатель: Я что-то позабыла, как выглядит скворечник. Напомните мне, пожалуйста! У вас на столах есть геометрические фигуры, ленточки, счетные палочки. Из этих материалов сделайте изображение скворечника.
Продуктивная деятельность детей. «Скворечник». Сложение скворечника из разных материалов. (Дети складывают скворечник из счетных палочек, ленточек, геометрических фигур).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием. Сделали такие красивые скворечники.
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы были и поэтому,
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы уже и приехали в садик. Ребята, что было для вас трудным? Почему? Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?
Ответы детей.