Галина Орехова
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы «Для чего нужен язык»
▼ Скачать +Заказ
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией образовательных областей «Для чего нужен язык»
Цель:
Способствовать осознанию детьми необходимости органа чувств языка при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.
Программные задачи:
1. Сформировать представление о функциях органа вкуса – языка и его значении в жизни человека.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы „Для чего нужен язык“» размещена в разделах
2. Развивать логическое мышление, активизировать мыслительную и познавательную активность детей.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание заботиться о своём здоровье.
Реализация образовательной области Познание :
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора.
Интеграция с образовательными областями :
Социализация:
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Коммуникация:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Здоровье:
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Чтение художественной литературы:
Приобщение к словесному искусству посредством использования в речи пословиц, поговорок, примет.
Педагогические условия :
У каждого ребё нка: небольшое зеркало, по 3 розеточки с растворами, имеющими кислый, сладкий и солёный вкус (розетки не подписаны, стаканчики с водой, ватные палочки, салфетки.
Картина с изображением вкусовых зон языка, картинки-подсказки для артикуляционно-пальчиковой гимнастики, схемы ухода за языком.
Методы и приё мы:
Беседа, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа:
- беседы с детьми о строении человека в доступной для дошкольников форме,
- рассматривание атласа "Организм человека и охрана здоровья",
- дидактические игры "Уроки Айболита", "Валеология",
- подбор с родителями поговорок и пословиц о языке.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
1. Мотивация.
Воспитатель:
Слушай маленький народ,
Собираемся на сход!
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
Добрый день всем добрым людям
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей
И больших, и малышей!
Воспитатель:
- Мы уже поприветствовали друг друга, давайте ещё раз улыбнёмся друг другу!
- Посмотрите, как стало светлей и уютней в группе от ваших улыбок!
- Ребята, скажите с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- А почему может быть у человека плохое настроение? (Если обидели, болеет, упал и т. д). (Ответы детей.)
- А можно ли помочь товарищу, сделать так, чтобы настроение изменилось? Как? (Поговорить с ним, пожалеть, развеселить, сказать ласковое слово, предложить поиграть, угостить и т. д.) (Ответы детей.)
Упражнение «Цепочка доброты».
Воспитатель:
- Давайте возьмёмся за руки и сделаем круг. Теперь закройте глаза. Чувствуете, как тепло стало ладошкам? А теперь подумайте о чём-нибудь добром, приятном и поделитесь с товарищем, слегка пожав ему руку.
Сейчас я пожму руку тому, кто стоит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так пока моё приветствие опять ко мне не вернётся, только уже с другой стороны.
- Откройте глаза. Получилось у нас создать хорошее настроение?
- А как мы это сделали? (Улыбкой жестом, рукопожатием.)
- А как ещё можно выразить своё отношение к людям? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Правильно. Можно сказать человеку добрые ласковые слова.
- Ира, скажи ласковое слово Владику, только попробуй это сделать, не открывая рта. Получилось? Нет? А почему? (Ответы детей.)
- Хорошо. Владик, открой широко рот и скажи Ире ласковое слово, только рот не закрывай. Получилось? Почему же не получается? (Ответы детей.)
- Что же нам помогает произносить слова?
- Правильно, но язык основной орган для произношения слов. А всё ли вы знаете о языке? Зачем он нужен? (Разговаривать, принимать пищу.)
- Какой же он? (Овальный, розовый)
Воспитатель:
- А давайте ещё раз рассмотрим наш язык, вдруг увидим что-то интересное?
2. Работа с зеркалом за столом.
Воспитатель:
- Ребята, возьмите зеркала, присаживайтесь за столы.
- Покажите язык, рассмотрите его. Какой он красивый, правда?
- Покажите то место, где язык кончается там он острый и тонкий, как называется это место? ( Ответы детей: «кончик».)
Воспитатель:
- У языка есть ещё корень. Он находится в глубине рта, у горла. А есть ли у языка спинка? Покажите, как она выгибается, как у кошки.
- Ребята, что вы увидели на спинке? Алёна, что на спинке твоего языка? (Ответ ребёнка.)
- А у тебя Женя? (Ответ.)
Воспитатель:
- Спинку рассмотрели. А теперь поднимем язык, прижмём его кончик к верхним зубам.
- Что же такое там у вас видно? Как вы думаете? ( Ответы детей: сосуды, подъязычная плёнка - «уздечка».)
Воспитатель:
- «Уздечка» руководит языком как наездник лошадкой.
- А вы знаете, почему язык розовый? Он розовый, потому что здесь имеется очень много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. А в самом языке они тонкие и без микроскопа их не увидишь, но кровь по ним бежит и придаёт языку розовый цвет.
- Ребята, а как вы думаете, где кожа на языке толще, а где тоньше на кончике или на спинке? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, почему так происходит? (Высказывания детей.)
Воспитатель:
- Спинка языка контактирует с пищей, которая бывает холодной, горячей, мягкой или твёрдой; если бы поверхность языка (слизистая оболочка) тонкой, нежной, она бы легко повреждалась пищей.
- А есть ли в языке кости? Как вы думаете? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Да, в народе говорят о тех, кто любит поговорить «язык без костей».
- Вот оказывается, какой у нас язык красивый и интересный. Теперь мы его хорошо рассмотрели.
- А теперь давайте проверим, как он умеет двигаться, а пальчики ему будут помогать.
3. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика «Театр пальчиков и языка».
Воспитатель произносит текст и показывает картинки подсказки, а дети выполняют артикуляционно-пальчиковую гимнастику.
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ. (Язык вверх-вниз.)
Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Язык лежит на нижней губе свободно.)
На опушке - большое дерево. Вот его ствол. (Язык напряжённо тянется к носу.)
Вот его крона. (Язык загнут «Чашечкой».)
Крона состоит из веток и листьев. (Язык в позе «чашечка».)
Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают. (Язык вверх-вниз, потом расслабленно опускается на нижнюю губу.)
Вот его корни. (Язык тянется вниз.)
На дереве гнездо. (Язык «чашечкой».)
В нём живёт птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов. (Язык вверх-вниз и убирается за зубы.)
Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других – тонкие. (Язык мягко присасывается к нёбу, а потом напряжённо.)
Дерево растёт. (Язык тянется к носу.)
И грибы растут. (Язык то присасывается, то «чашечка».)
Собираем их в корзину. (Язык «чашечкой».)
Идём дальше по лесу. (Язык вверх-вниз.)
Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки. (Язык, выгнутый с опорой на верхнюю губу.)
Они кислые. (Сморщиться слегка, высунуть язык)
Но дома сварим из них варенье – во какое! (Улыбнуться, облизать верхнюю и нижнюю губы.)
Поэтому соберём их в корзины. (Язык «чашечкой».)
Через лес вышли к реке. (Широким языком вперёд-назад.)
Тяжело нести корзины. Увидели лодку. (Язык «лодочкой», вперёд-назад.)
Приплыли домой. (Язык присасывается к небу.)
4. Проведение опыта «Вкусовые зоны языка».
Воспитатель:
- Как хорошо ваши языки умеют двигаться и помогать разговаривать. Больше ни для чего нам язык не нужен?
- А для чего? (Принимать пищу.)
- Зачем? Жуём, откусываем мы зубами, а язык для чего? (Ответы детей.)
- А хотите узнать, что ещё интересное умеет наш язык?
- Давайте представим, что мы учёные и отправимся в лабораторию для проведения эксперимента.
- Слушайте внимательно, задание сложное.
- Перед вами 3 раствора. Они имеют разный вкус. Учёный берёт ватную палочку, опускает конец в раствор и прикладывает к средней части языка, боковым частям, кончику, основанию. Потом ватную палочку кладёте на поднос, делаете глоточек воды и для другого раствора берёте новую палочку. Надо проверить все три раствора.
- Итак, учёные работайте.
Дети называют после пробы из каждого блюдца, где находятся «сладкие», «солёные» сосочки.
Воспитатель:
- Подумайте, уважаемые учёные как лучше класть горькую таблетку и почему? (Нельзя ближе к корню языка – там вкус ощущается лучше всего.)
- Что же интересного заметили наши замечательные учёные?
( Дети делают вывод: язык определяет вкус пищи разными сосочками в разных частях языка.)
- Как интересно: один язык, а так много умеет.
- А какие поговорки вы знаете про язык? (Дети называют поговорки про язык, которые выучили дома, а родители объяснили им их значение).
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, нужно ли ухаживать за языком? (Ответы детей)
Вывод с опорой на картинки (показ схематических изображений ухода за языком) :
1. Полоскать рот после приема пищи;
2. Чистить язык от налета щеточкой или специальным скребком сверху вниз;
3. Не принимать слишком горячую пищу;
4. Не брать в рот острые, несъедобные предметы;
5. Итог.
- Так что же умеет делать наш язык?
- Для чего он нужен?
- Сегодня вы многое узнали на занятии. Можете поделиться своими знаниями о языке со своими родными, друзьями. А я вам предлагаю еще раз насладиться вкусом конфет разного вкуса. (Раздача конфет).