МААМ-картинки

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы «Для чего нужен язык»

Галина Орехова
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы «Для чего нужен язык»
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией образовательных областей «Для чего нужен язык»

Цель:

Способствовать осознанию детьми необходимости органа чувств языка при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Программные задачи:

1. Сформировать представление о функциях органа вкуса – языка и его значении в жизни человека.

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы „Для чего нужен язык“» размещена в разделах

2. Развивать логическое мышление, активизировать мыслительную и познавательную активность детей.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание заботиться о своём здоровье.

Реализация образовательной области Познание :

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора.

Интеграция с образовательными областями :

Социализация:

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Коммуникация:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Здоровье:

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Чтение художественной литературы:

Приобщение к словесному искусству посредством использования в речи пословиц, поговорок, примет.

Педагогические условия :

У каждого ребё нка: небольшое зеркало, по 3 розеточки с растворами, имеющими кислый, сладкий и солёный вкус (розетки не подписаны, стаканчики с водой, ватные палочки, салфетки.

Картина с изображением вкусовых зон языка, картинки-подсказки для артикуляционно-пальчиковой гимнастики, схемы ухода за языком.

Методы и приё мы:

Беседа, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Место проведения: групповая комната.

Предварительная работа:

- беседы с детьми о строении человека в доступной для дошкольников форме,

- рассматривание атласа "Организм человека и охрана здоровья",

- дидактические игры "Уроки Айболита", "Валеология",

- подбор с родителями поговорок и пословиц о языке.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

1. Мотивация.

Воспитатель:

Слушай маленький народ,

Собираемся на сход!

Поскорее в круг вставайте

И за мною повторяйте!

Добрый день всем добрым людям

Мы вам рады, мы вас любим!

Очень любим мы людей

И больших, и малышей!

Воспитатель:

- Мы уже поприветствовали друг друга, давайте ещё раз улыбнёмся друг другу!

- Посмотрите, как стало светлей и уютней в группе от ваших улыбок!

- Ребята, скажите с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- А почему может быть у человека плохое настроение? (Если обидели, болеет, упал и т. д). (Ответы детей.)

- А можно ли помочь товарищу, сделать так, чтобы настроение изменилось? Как? (Поговорить с ним, пожалеть, развеселить, сказать ласковое слово, предложить поиграть, угостить и т. д.) (Ответы детей.)

Упражнение «Цепочка доброты».

Воспитатель:

- Давайте возьмёмся за руки и сделаем круг. Теперь закройте глаза. Чувствуете, как тепло стало ладошкам? А теперь подумайте о чём-нибудь добром, приятном и поделитесь с товарищем, слегка пожав ему руку.

Сейчас я пожму руку тому, кто стоит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так пока моё приветствие опять ко мне не вернётся, только уже с другой стороны.

- Откройте глаза. Получилось у нас создать хорошее настроение?

- А как мы это сделали? (Улыбкой жестом, рукопожатием.)

- А как ещё можно выразить своё отношение к людям? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Правильно. Можно сказать человеку добрые ласковые слова.

- Ира, скажи ласковое слово Владику, только попробуй это сделать, не открывая рта. Получилось? Нет? А почему? (Ответы детей.)

- Хорошо. Владик, открой широко рот и скажи Ире ласковое слово, только рот не закрывай. Получилось? Почему же не получается? (Ответы детей.)

- Что же нам помогает произносить слова?

- Правильно, но язык основной орган для произношения слов. А всё ли вы знаете о языке? Зачем он нужен? (Разговаривать, принимать пищу.)

- Какой же он? (Овальный, розовый)

Воспитатель:

- А давайте ещё раз рассмотрим наш язык, вдруг увидим что-то интересное?

2. Работа с зеркалом за столом.

Воспитатель:

- Ребята, возьмите зеркала, присаживайтесь за столы.

- Покажите язык, рассмотрите его. Какой он красивый, правда?

- Покажите то место, где язык кончается там он острый и тонкий, как называется это место? ( Ответы детей: «кончик».)

Воспитатель:

- У языка есть ещё корень. Он находится в глубине рта, у горла. А есть ли у языка спинка? Покажите, как она выгибается, как у кошки.

- Ребята, что вы увидели на спинке? Алёна, что на спинке твоего языка? (Ответ ребёнка.)

- А у тебя Женя? (Ответ.)

Воспитатель:

- Спинку рассмотрели. А теперь поднимем язык, прижмём его кончик к верхним зубам.

- Что же такое там у вас видно? Как вы думаете? ( Ответы детей: сосуды, подъязычная плёнка - «уздечка».)

Воспитатель:

- «Уздечка» руководит языком как наездник лошадкой.

- А вы знаете, почему язык розовый? Он розовый, потому что здесь имеется очень много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. А в самом языке они тонкие и без микроскопа их не увидишь, но кровь по ним бежит и придаёт языку розовый цвет.

- Ребята, а как вы думаете, где кожа на языке толще, а где тоньше на кончике или на спинке? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, почему так происходит? (Высказывания детей.)

Воспитатель:

- Спинка языка контактирует с пищей, которая бывает холодной, горячей, мягкой или твёрдой; если бы поверхность языка (слизистая оболочка) тонкой, нежной, она бы легко повреждалась пищей.

- А есть ли в языке кости? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Да, в народе говорят о тех, кто любит поговорить «язык без костей».

- Вот оказывается, какой у нас язык красивый и интересный. Теперь мы его хорошо рассмотрели.

- А теперь давайте проверим, как он умеет двигаться, а пальчики ему будут помогать.

3. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика «Театр пальчиков и языка».

Воспитатель произносит текст и показывает картинки подсказки, а дети выполняют артикуляционно-пальчиковую гимнастику.

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ. (Язык вверх-вниз.)

Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Язык лежит на нижней губе свободно.)

На опушке - большое дерево. Вот его ствол. (Язык напряжённо тянется к носу.)

Вот его крона. (Язык загнут «Чашечкой».)

Крона состоит из веток и листьев. (Язык в позе «чашечка».)

Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают. (Язык вверх-вниз, потом расслабленно опускается на нижнюю губу.)

Вот его корни. (Язык тянется вниз.)

На дереве гнездо. (Язык «чашечкой».)

В нём живёт птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов. (Язык вверх-вниз и убирается за зубы.)

Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других – тонкие. (Язык мягко присасывается к нёбу, а потом напряжённо.)

Дерево растёт. (Язык тянется к носу.)

И грибы растут. (Язык то присасывается, то «чашечка».)

Собираем их в корзину. (Язык «чашечкой».)

Идём дальше по лесу. (Язык вверх-вниз.)

Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки. (Язык, выгнутый с опорой на верхнюю губу.)

Они кислые. (Сморщиться слегка, высунуть язык)

Но дома сварим из них варенье – во какое! (Улыбнуться, облизать верхнюю и нижнюю губы.)

Поэтому соберём их в корзины. (Язык «чашечкой».)

Через лес вышли к реке. (Широким языком вперёд-назад.)

Тяжело нести корзины. Увидели лодку. (Язык «лодочкой», вперёд-назад.)

Приплыли домой. (Язык присасывается к небу.)

4. Проведение опыта «Вкусовые зоны языка».

Воспитатель:

- Как хорошо ваши языки умеют двигаться и помогать разговаривать. Больше ни для чего нам язык не нужен?

- А для чего? (Принимать пищу.)

- Зачем? Жуём, откусываем мы зубами, а язык для чего? (Ответы детей.)

- А хотите узнать, что ещё интересное умеет наш язык?

- Давайте представим, что мы учёные и отправимся в лабораторию для проведения эксперимента.

- Слушайте внимательно, задание сложное.

- Перед вами 3 раствора. Они имеют разный вкус. Учёный берёт ватную палочку, опускает конец в раствор и прикладывает к средней части языка, боковым частям, кончику, основанию. Потом ватную палочку кладёте на поднос, делаете глоточек воды и для другого раствора берёте новую палочку. Надо проверить все три раствора.

- Итак, учёные работайте.

Дети называют после пробы из каждого блюдца, где находятся «сладкие», «солёные» сосочки.

Воспитатель:

- Подумайте, уважаемые учёные как лучше класть горькую таблетку и почему? (Нельзя ближе к корню языка – там вкус ощущается лучше всего.)

- Что же интересного заметили наши замечательные учёные?

( Дети делают вывод: язык определяет вкус пищи разными сосочками в разных частях языка.)

- Как интересно: один язык, а так много умеет.

- А какие поговорки вы знаете про язык? (Дети называют поговорки про язык, которые выучили дома, а родители объяснили им их значение).

Воспитатель:

- Ребята, как вы считаете, нужно ли ухаживать за языком? (Ответы детей)

Вывод с опорой на картинки (показ схематических изображений ухода за языком) :

1. Полоскать рот после приема пищи;

2. Чистить язык от налета щеточкой или специальным скребком сверху вниз;

3. Не принимать слишком горячую пищу;

4. Не брать в рот острые, несъедобные предметы;

5. Итог.

- Так что же умеет делать наш язык?

- Для чего он нужен?

- Сегодня вы многое узнали на занятии. Можете поделиться своими знаниями о языке со своими родными, друзьями. А я вам предлагаю еще раз насладиться вкусом конфет разного вкуса. (Раздача конфет).

Публикации по теме:

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

Образец календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ. Данный образец календарного планирования составлен с учётом федеральных государственных требований. Форма плана отражает содержание образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы «Для чего нужен язык»
Опубликовано: 21 марта 2013 в 09:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы «Для чего нужен язык»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Орехова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД